Наталья Сибиркина
Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ. Одним из направлений развития ребенка является социально - коммуникативное развитие, иными словами - социализация.
Социальное развитие- это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, социализация воспитанников - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Поэтому в ДОУ создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей.
Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Мы ежегодно разрабатываем мероприятия с учетом задач ДОУ, интересов и потребностей родителей.
2. Основные задачи своей работы мы видим в следующем: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
3. Взаимодействие с родителями детей дошкольников осуществляем в основном через:
-уважительные взаимоотношения семьи и ДОУ.
-приобщаем родителей к педагогическому процессу;
- пребывание родителей в ДОУ осуществляем в удобное для них время;
- создаём условия для творческой самореализации, родителей, детей;
- предоставляем информационно-педагогические материалы, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения
-организуем выставки, досуги, которые знакомят родителей с воспитывающей и развивающей средой;
-объединяем усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка :
Для единого достижения результатов во взаимодействие с родителями, используем разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:
4. Информационно - аналитические формам организации:
Социологические опросы
Анкетирование
Тестирование родителей
Основной задачей, которых является сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, запросам, интересов.
Наглядно-информационные формы используем в своей практике для ознакомления родителей с нормативными документами ДОУ, с деятельностью педагогов, с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Стенды, Папки - ширмы, папки - передвижки. Где содержатся письменные консультации, памятки, текстовый материал специалистов, медицинское, психологическое и педагогическое просвещение родителей, привлечение их внимания к различным аспектам воспитания и обучения детей.
Электронные средства коммуникации. Мультимедиа- презентации, Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, познакомится с увлекательной жизнью детей в детском саду.
.Познавательные формы общения с родителями дошкольников, предназначены для обогащения родителей педагогическими знаниями,
в таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм есть то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
- собрания,
- групповые консультации,
- игротеки и др.
Нами накоплено огромное количество игрового материала, в группе организовали игротеки для родителей, которые проводим во время родительских собраний, встреч, досугов с родителями.
.Нетрадиционные формы общения
.Дни открытых дверей
выставки
- концерты
-оформление группы
- благоустройство территории ДОУ.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,
- проектная деятельность.
- экскурсии.
- Акции это не читать, есть на слайде
Такие формы оказались самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Система такой работы дает хорошие результаты:
ежегодно в детском саду на уровне ДОУ проводятся совместные тематические выставки поделок детей, родителей и педагогов :
- «Берегите природу»
-«Осенины»
-«Спорт-залог здоровья»
- «Наша Армия сильна»,
-«Мамочки подарочки»
Выставки рисунков:
-«Безопасная дорога в детский сад»
- «Наша Армия сильна»,
-«Спорт-залог здоровья»
-"Зимняя фантазия",
- «Берегите природу»,
- «День победы»
Акции- «Домик для скворушки»
«Кормушка дл птахи»
Совместные экскурсии в пожарную часть, на почту, на швейную фабрику.
На городском уровне принимали участие в конкурсах, таких как
Планета ПДД,
«Живут на свете чудеса»
«Я -талант»
«Утренняя звезда»
«Папа, мама, я- спортивная семья»
На региональном уровне
«Синее небо, а в нём облака» посвящённый памяти А. И. Покрышкина»
На Федеральном уровне – конкурсы «Чип», «Творчество умников и умниц» где воспитанники и родители были награждены дипломами.
В рамках проектной деятельности в группе с помощь родителей создан мини- музей «Русская берёзка - символ России».
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями.
Театрализовано - игровая деятельность, где основным моментом творчества является исполнение роли. Сценарии праздников и развлечений организовывали совместно с родителями, музыкальным руководителем.
Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Мы провели праздники «Слава армии родной», «8марта», целью которых стало повышение статуса папы (мамы) в семейном воспитании. Родители стали активными участниками этих мероприятий.
В ОД и в свободное время дети, делали подарочные сувениры в виде медали «Герой России», «Букет для мамы», готовили музыкальные номера, учили стихи.
Подготовили выставку рисунков. Все творчески подошли к выполнению заданий.
Подводя итоги вышесказанному, хочется подчеркнуть, что социализация дошкольников проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Взаимодействие педагогов с семьям воспитанников, реализуемая, через разнообразные формы, в процессе которой родители имеют возможность сотрудничать со своими детьми, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, расширять и совершенствовать свои педагогические возможности помогла создать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.
И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания наших детей.