Кристина Никитина
Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье затрагивается проблема неблагополучных семей. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время появляется все больше неблагополучных семей. Особое внимание уделено эффективной форме работы с неблагополучными семьями, которой является семейный клуб «Родительская беседка».
Публикация «Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Ключевые слова: «Семейный Кодекс», семья, социальная проблема, неблагополучная семья, типы неблагополучных семей, статистические данные, направления, семейный клуб, цели.
В «Семейном Кодексе» Российской Федерации говориться о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [1, с. 18].
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь, в котором учатся любви к миру и к людям, и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Одним словом, влияние семьи на формирование ребенка огромно, ибо воспитание представляет собой управляемый процесс социализации. Так должно быть в идеале. Но в жизни бывает, и обратная сторона медали Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Среди острых социальных проблем одной из актуальных в современных условиях является проблема неблагополучной семьи.
Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья», то исследователи не выделяют единого определения. Л. Я. Олиференко определяет этот термин как «семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть неблагополучие [4, с. 9]. В. М. Целуйко считает, что неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети [2, с. 11]. Рассмотрим понятие о термине Т. И. Шульги, что неблагополучная семья — это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху [3, с. 6].
Корчагина Ю. В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи :
1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи
2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию.
3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции
В результате исследования литературы можно сделать вывод, что неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка.
Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства. Количество неблагополучных семей в Якутии за год увеличилось с 2,4 тысячи семей до 4,2 тысячи, в них растут более 9,3 тысячи детей.
Увеличение числа неблагополучных семей, случаев проявления агрессии и девиантного поведения среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой проблемы. Работа с проблемной семьей - одно из приоритетных направлений в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.
Рассмотрим на примере опыта работы с неблагополучной семьей более подробно.
Первым направлением в нашей работе с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия, благодаря которой составляется своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи.
Проводится систематическое целенаправленное наблюдение семьи, которое позволяет педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Нами также проводятся индивидуальные беседы и консультации, помогающие педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.
На наш взгляд более эффективной формой работы является семейный клуб. Семейный клуб «Родительская беседка» - это постоянное детско-родительское объединение на базе ГБУ РС (Я) Ленского социально-реабилитационного центра несовершеннолетних, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.
Основными целями работы семейного клуба являются :
- объединение усилий педагогов и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
- оказание педагогической помощи родителям;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- укрепление детско - родительских отношений;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Участниками клуба являются родители, дети, педагоги и специалисты центра, которые руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование).
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
- круглый стол;
- тренинг;
- семинар – практикум;
- решение педагогических ситуаций;
- обмен опытом семейного воспитания;
- видео просмотры по организации жизни детей в учреждении:
- организация совместной деятельности детей и родителей.
Работа в «Родительской беседке» организовывается, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой участников, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Как показывает, проведенный опыт можно добиться успеха в работе с неблагополучными семьями, если стремится к доверительным контактам с родителями, пробуждать в них материнские и отцовские чувства.
Список литературы:
1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье :
2. Гладкова Ю. А. Детско-родительский клуб/ Ю. А. Гладкова, Н. М. Баринова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №1. - 66 с.
3. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей /В. М. Целуйко. -М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006. -271 с. : ил. -(Психология для всех) Ренёва Е. Н.
4. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи[Текст] / Е. Н. Ренёва, С. С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – 81–85 с.
5. Шульга, Т. И. Ш95 Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М. : Дрофа, 2005. - 254, |2| с. : ил.
6. Шульга Т. И., Олифиренко. Л. Я., Методика работы с неблагополучной семьей : из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. М. ,1999.24С.