МААМ-картинки

Речевое развитие детей

Динара Жантимирова
Речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

ПРАВИЛО

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чтобы удобно было следить за своевременным появлением в речи ребенком звуков, следует знать, что:

- в первые 2 года в его речи появляются звуки [а], [о], [э], [п], [б], [м];

Темочки:

- 2-3 года – [и], [ы], [у], [ф], [в], [т], [д], [н], [г], [к], [х], [й];

- в 3-5 лет – [с], [з], [ц], [ч], [ш], [щ], [ж];

- в 5-6 лет – [р], [л].

Таким образом, ребенок к 5-6 годам должен овладеть правильным произношением всех звуков. Ребенку, который не овладел нормами произношения родной речи, трудно будет учиться в школе, будут проблемы в изучении иностранного языка. Чтобы этого не произошло, я предлагаю вам несколько упражнений, которые помогут подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые воспитанник освоить не может.

Трудно произносимыми для детей являются звуки сонорные ([р] [л], свистящие ([с] [з] [ц]) и шипящие ([ш] [ж] [щ]).

Для подготовки артикуляционных органов к постановке этих звуков я рекомендую комплекс артикуляционной гимнастики. Давайте вместе попробуем воспроизвести этот комплекс!

Есть такая игра «Сказочка – указочка». (Ознакомление с речевым аппаратом). Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком показывает части лица и артикуляционные органы.

1. «Сказочка-указочка».

Не устала ты пока, А вокруг-то целый ряд -

Покажи, моя рука: Зубки нижние стоят:

Это – правая щека, Боковые слева, справа,

Это – левая щека. Впереди – зубов оправа.

Ты сильна, а не слаба, Подбородок тянем вниз,

Здравствуй, верхняя губа, Чтобы с челюстью отвис.

Здравствуй, нижняя губа, Там – к прогулкам не привык -

Ты не меньше мне люба! Робко прячется язык.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

2. Комплекс упражнений для постановки звука [Л]

А) Улыбка:

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если у ребенка возникают трудности, надо вместе с ним пропеть звук «И» : И-И-И - и губы сами растянутся в улыбке.

Б) Иголочка:

Маленького роста Я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.

В) Часики:

Наш веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево,

Смотрит вправо…

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижна. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая ее, от одного уголка рта к другому.

Г) Качели:

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следите, чтобы только работал язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Д) Змейка:

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Открыть рот, производить узким языком движения вперед-назад («жало» змейки). Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.

3. Комплекс упражнений для звука [Р]

А) Грибок:

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, необходимо сделать упражнение «Лошадка». Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп и присасывает язык к нёбу.

Б) Гармошка:

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивается меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

В) Лошадка:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Г) Маляр:

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать!

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо («потолочек», делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

4. Комплекс упражнений для свистящих звуков.

А) Лопаточка:

Поперёк улыбки лег,

Отдыхает язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Не высовывать язык далеко –он только накрывает нижнюю губу. Боковые края должны касаться уголков рта.

Б) Дуем на лопаточку:

Дую, дую на лопатку,

Чтоб была широкой, гладкой.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Губы растянуты в улыбке, нижнюю губу не подворачивать внутрь. Боковые края должны касаться уголков рта. Не сжимать язык зубами. Выдох спокойный.

В) Горка:

Улыбаюсь, рот открыт -

Там язык лежит, свернувшись,

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «И» : и-и-и – и язык примет нужное для «горки» положение.

Г) Ветерок дует с горки:

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук «С».

5. Комплекс упражнений для шипящих звуков

6. А) Лопаточка:

Поперёк улыбки лег,

Отдыхает язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Не высовывать язык далеко –он только накрывает нижнюю губу. Боковые края должны касаться уголков рта.

Б) «Накажем непослушный язычок»

А теперь уж не зубами –

Я пошлё паю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов облегчает ребенку выполнение данного упражнения. Поэтапное выполнение упражнения: пошлепывать губами кончик языка; пошлепывать губами середину языка; пошлепывать губами язык, продвигая его вперед-назад. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

Б) «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

Улыбнуться, широко открыт рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

В) «Ступеньки»

На верхнюю губку,

За верхние зубки,

За зубки скачок –

Во рту язычок.

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Я очень надеюсь, что наши дети нас поймут. Желаю вам и себе успеха на этом поприще!

Публикации по теме:

Иллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитиеИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

НОД «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» по образовательной области «Речевое развитие» Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» ФИО педагога : Чистякова Елена Анатольевна Возрастная.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 19:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Динара Жантимирова (УИ 69014) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД