Динара Жантимирова
Речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
ПРАВИЛО
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чтобы удобно было следить за своевременным появлением в речи ребенком звуков, следует знать, что:
- в первые 2 года в его речи появляются звуки [а], [о], [э], [п], [б], [м];
Публикация «Речевое развитие детей» размещена в разделах
- 2-3 года – [и], [ы], [у], [ф], [в], [т], [д], [н], [г], [к], [х], [й];
- в 3-5 лет – [с], [з], [ц], [ч], [ш], [щ], [ж];
- в 5-6 лет – [р], [л].
Таким образом, ребенок к 5-6 годам должен овладеть правильным произношением всех звуков. Ребенку, который не овладел нормами произношения родной речи, трудно будет учиться в школе, будут проблемы в изучении иностранного языка. Чтобы этого не произошло, я предлагаю вам несколько упражнений, которые помогут подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые воспитанник освоить не может.
Трудно произносимыми для детей являются звуки сонорные ([р] [л], свистящие ([с] [з] [ц]) и шипящие ([ш] [ж] [щ]).
Для подготовки артикуляционных органов к постановке этих звуков я рекомендую комплекс артикуляционной гимнастики. Давайте вместе попробуем воспроизвести этот комплекс!
Есть такая игра «Сказочка – указочка». (Ознакомление с речевым аппаратом). Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком показывает части лица и артикуляционные органы.
1. «Сказочка-указочка».
Не устала ты пока, А вокруг-то целый ряд -
Покажи, моя рука: Зубки нижние стоят:
Это – правая щека, Боковые слева, справа,
Это – левая щека. Впереди – зубов оправа.
Ты сильна, а не слаба, Подбородок тянем вниз,
Здравствуй, верхняя губа, Чтобы с челюстью отвис.
Здравствуй, нижняя губа, Там – к прогулкам не привык -
Ты не меньше мне люба! Робко прячется язык.
Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка
В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.
Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,
Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я!
2. Комплекс упражнений для постановки звука [Л]
А) Улыбка:
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если у ребенка возникают трудности, надо вместе с ним пропеть звук «И» : И-И-И - и губы сами растянутся в улыбке.
Б) Иголочка:
Маленького роста Я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.
В) Часики:
Наш веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево,
Смотрит вправо…
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижна. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая ее, от одного уголка рта к другому.
Г) Качели:
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следите, чтобы только работал язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Д) Змейка:
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
Открыть рот, производить узким языком движения вперед-назад («жало» змейки). Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.
3. Комплекс упражнений для звука [Р]
А) Грибок:
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, необходимо сделать упражнение «Лошадка». Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп и присасывает язык к нёбу.
Б) Гармошка:
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивается меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
В) Лошадка:
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Г) Маляр:
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать!
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо («потолочек», делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
4. Комплекс упражнений для свистящих звуков.
А) Лопаточка:
Поперёк улыбки лег,
Отдыхает язычок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Не высовывать язык далеко –он только накрывает нижнюю губу. Боковые края должны касаться уголков рта.
Б) Дуем на лопаточку:
Дую, дую на лопатку,
Чтоб была широкой, гладкой.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Губы растянуты в улыбке, нижнюю губу не подворачивать внутрь. Боковые края должны касаться уголков рта. Не сжимать язык зубами. Выдох спокойный.
В) Горка:
Улыбаюсь, рот открыт -
Там язык лежит, свернувшись,
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «И» : и-и-и – и язык примет нужное для «горки» положение.
Г) Ветерок дует с горки:
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук «С».
5. Комплекс упражнений для шипящих звуков
6. А) Лопаточка:
Поперёк улыбки лег,
Отдыхает язычок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Не высовывать язык далеко –он только накрывает нижнюю губу. Боковые края должны касаться уголков рта.
Б) «Накажем непослушный язычок»
А теперь уж не зубами –
Я пошлё паю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов облегчает ребенку выполнение данного упражнения. Поэтапное выполнение упражнения: пошлепывать губами кончик языка; пошлепывать губами середину языка; пошлепывать губами язык, продвигая его вперед-назад. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
Б) «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотри,
К зубкам верхним изнутри.
Улыбнуться, широко открыт рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
В) «Ступеньки»
На верхнюю губку,
За верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.
Восточная мудрость гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Я очень надеюсь, что наши дети нас поймут. Желаю вам и себе успеха на этом поприще!