Галина Медведева
Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей среднего дошкольного возраста, методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Публикация «Родительское собрание „Речевое развитие ребенка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Ход собрания
На мольберте красочно оформлена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.
1. Родителям предлагается посмотреть размышлялки - рассуждалки.
2. Педагогический всеобуч. Характеристика речи детей шестого года жизни.
Характеристика речи старшего дошкольника.
Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
Ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы слова, близкие по смыслу, — синонимы.
Игра «Скажи наоборот»
Друг — враг,
Высокий — низкий,
Хорошо — плохо,
Говорить — молчать.
Ходить — идти, шагать;
Грустный — печальный, безрадостный.
Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам. Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Формирование грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направления:
• Воспитание звуковой культуры речи;
• Обогащение активного словаря;
• Формирование грамматического строя речи;
• Развитие связной речи.
• Обучение грамоте.
Важными помощниками в развитии речи ребенка являются речевые игры. Сейчас мы предлагаем вам поиграть.
Доскажи словечко
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ответишь ты. (конец).
Противоположные по смыслу слова
Прилагательные: мокрый – сухой, добрый – злой, тупой – острый, светлый – темный, горячий – холодный, послушный – озорной, сильный – слабый, кривой – прямой.
Существительные: день – ночь, добро – зло, мальчик – девочка, богатство – бедность, жадность – щедрость.
Глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.
Для развития речи ребенка в детском саду ведется очень большая работа. Проводятся занятия по развитию речи, на которых отрабатываются те направления о которых говорилось выше. Так же необходимо развивать мелкую моторику рук. Занятия лепкой и рисованием способствуют развитию мелкой моторики руки, так же можно использовать пальчиковые игры. Для этого у нас имеется картотека пальчиковых игр. Игры проводятся как в свободное время, так и как часть занятия.
А сейчас мы предлагаем вам разделиться на команды и провести КВН.
КВН «Русский язык»
Конкурс №1 «Книголюбы»
Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произведения этого писателя.
Конкурс №2 «Кто в каком домике будет жить»
На доске нарисованы квадраты (в первом столбике один квадрат, во втором – два и в третьем – три, каждый квадрат обозначает одну часть слова, в этих домиках-квадратиках будут жить животные.
По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют родителей размышлять над слоговым составом слова и его строением ( почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т. п.)
Конкурс №3 «Что лишнее?»
Ведущий командам поочередно называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Команда, для которой задан вопрос угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди"). Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").
.
Конкурс №4 «Драматический»
Команды получают атрибуты героев известных сказок (красную шапочку, корзинку, маску волка, золотой ключик, азбуку и т. д) участникам предлагается разыграть диалоги сказочных героев. Жюри оценивает артистичность, выразительность исполнения.
Конкурс №5 «Конкурс капитанов»
Капитанам раздаются конверты в которых лежит лист с напечатанным текстом из сказки К. И. Чуковского «телефон». Капитаны должны прочитать отрывок с интонацией которая предлагается (трагическим, с юмором, восхищением. Жюри оценивает.
Конкурс №6 Звукобуквенный анализ слов «сани», «санки!»
Командам раздают листы на которых начерчены клеточки соответственно количеству букв в словах. Родители проводят звукобуквенный анализ и объясняют. Оценки жюри.
Конкурс №7 «Грибное лукошко»
Прочитать стихотворение.
Нет, грибные имена непонятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки.
Не кричат: «Опять!» опята!
Не бодаются козлята1
У лисичек нету шубки.
Как узнать, чьи это шутки?
Воспитатель предлагает командам рассмотреть картинки с изображением грибов и объяснить значение их названий: сыроежка, подберезовик, подосиновик, лисичка, свинушка, волнушка, рыжик, мухомор, маслята, опята.
Наше собрание закончено, мы поздравляем победителей, но нам очень хочется узнать ваше мнение о теме собрания. У вас у каждого есть флажки, оставьте пожалуйста свои отзывы и пожелания на этих флажках.