Виляйкина Валентина Николаевна
Реализация практик, основанных на нормализации жизни в условиях психоневрологического интерната для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Суть принципа нормализации жизни заключается в том, что жизнь ребенка в психоневрологическом интернате должна быть организована «настолько нормально, насколько это возможно». Это означает, что важные области жизнедеятельности должны быть организованы как можно более естественно с учетом привычного для всех людей дневного, недельного, годового ритма и др. Этот принцип акцентирует внимание на то, что необходимо создавать доступную среду для жизнедеятельности детей в психоневрологическом интернате и изменение социальных установок окружающих на их функциональные возможности. Реализация прав и свобод ребенка в психоневрологическом интернате напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществление сопровождения таких детей требует значительных ресурсов и специальных знаний. Нормализация и повышение качества жизни детей в психоневрологическом интернате через формирование у них навыков, необходимых в повседневной жизни, а также через обучение работников интерната навыкам организации развивающей среды и качественного ухода за ребенком в повседневной жизни; активизация местного сообщества в стремлении защищать права детей, способствовать их полноценному участию в жизни сообщества. Программы помощи детям, применяемые в работе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» :
Публикация «Реализация практик, основанных на нормализации жизни в условиях психоневрологического интерната для детей» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Программа «Развивающий уход»;
2. Программа развития профессиональных компетенций у персонала;
3. Программа обучения и поддержки волонтеров;
4. Создание модели развивающей среды.
Задачи:
1. Обеспечение эффективной реализации программ осуществляется благодаря мониторингу основных показателей эффективности, характеризующих результаты деятельности работы по программам. Важным условием успешности является гибкость и быстрое реагирование на изменение внешних контекстов осуществления проекта, а также учет степени удовлетворенности основных участников проекта;
2. Обеспечение методических, кадровых, материально-технических ресурсов для реализации эффективных практик по нормализации жизни детей в психоневрологическом интернате;
3. Оценка эффективности реализации программ помощи детям, применяемые в работе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»;
4. Рефлексия участниками деятельности по реализации программ.
Целевая группа: Дети в психоневрологическом интернате в возрасте от 4 до 19 лет, имеющие разный уровень развития, воспитывающиеся в краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».
Программа «Развивающий уход»
Цель: повышение качества жизни несовершеннолетнего через развитие и поддержку самостоятельности и независимости.
Задачи:
Поддержка повседневной активности в соответствии с возрастом и интересами ребенка;
Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения.
Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.
Формы: индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Соблюдаются следующие принципы:
принцип уважения личности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип развития собственной активности ребёнка;
принцип социальной интеграции;
принцип комплексного воздействия.
Содержание программы:
1. Изучение и соблюдение правил общения с детьми в психоневрологическом интернате :
• прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать;
• убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом;
• постарайтесь говорить мало и не быстро;
• после своих реплик оставляйте паузы для ответа;
• если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался;
• важно не забывать обращаться к ребенку по имени.
2. Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации :
• сосредотачивать взгляд на предмете и прослеживать его перемещение;
• отказываться и соглашаться;
• выбирать.
Уход за ребенком должен содержать такие обязательные элементы, как переодевание, купание, умывание и чистка зубов, причесывание, пользование туалетом и т. д.
Критерии оценки:
1. Положительные показатели физической нормализации (полноценная еда; регулярный стул; суточные ритмы (сон, бодрствование и пр.);
2. Положительные показатели функциональной нормализации (как ребенок спит, ест, передвигается);
3. Положительные показатели социальной нормализации (развитие, возможность получать образование, общение с другими людьми, усвоение общественных норм поведения);
4. Положительные показатели общественной нормализации (активное участие в общественной жизни).
Программа развития профессиональных компетенций у персонала
Цель: выявление и обобщение знаний среди сотрудников интерната об эффективных условиях нормализации жизни детей в психоневрологическом интернате.
Задачи:
1. Помочь сотрудникам осознать необходимость позитивных перемен в сторону значительного повышения качества условий жизни и социального окружения воспитанников – его чувствительности, отзывчивости, эмоциональной и физической доступности.
2. Повышение профессиональных компетенций у сотрудников интерната в условиях реализации принципа нормализации жизни детей.
3. Обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки сотрудников в части реализации принципа нормализации жизни детей.
Формы: проведение комплекса обучающих семинаров, тренингов для сотрудников интерната с привлечением специалистов успешно реализующих практики работы с детьми, проведение супервизий.
Критерии оценки:
1. Последовательность выполнения конкретных действий ухода и сотрудничества с ребенком;
2. Установление с ребенком контакта, внимание к его сигналам, распознавание их и своевременное адекватное реагирование;
3. Предоставление времени ребенку для проявления активности и самостоятельности, поддержка и поощрение его активности и участия.
Разделы программы
3. Суть принципа «Нормализация жизни» - лекция;
4. Развивающий уход:
• правила общения с детьми в психоневрологическом интернате; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации – тренинг, семинар;
• повседневная двигательная активность– тренинг, семинар;
• ЛФК– тренинг, семинар;
• кормление и самостоятельная еда– тренинг, семинар;
• переодевание– тренинг, семинар;
• купание– тренинг, семинар;
• умывание и чистка зубов– тренинг, семинар;
• причесывание– тренинг, семинар;
• пользование туалетом– тренинг, семинар.
5. Поддерживающая и альтернативная коммуникация как средство нормализации жизнедеятельности детей – тренинг, семинар.
6. Обучение навыкам использования интерактивных коммуникационных досок, книг «разговоров», коммуникационных устройств с синтезатором речи, визуальных опор – тренинг, семинар.
Создание модели развивающей среды.
Цель: обеспечение возможности детям в психоневрологическом интернате наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его физических возможностей и интеллектуальных способностей, склонностей, интересов, уровней активности.
Задачи:
1. обеспечение максимального комфорта и безопасности для каждого ребенка;
2. создание возможности права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней.
Содержание
1. Зонирование помещений (для сна, еды, занятий, игр, гигиенических процедур);
2. Доступность среды (индивидуальный подбор мебели, посуды, корректирующих устройств);
3. Создание алгоритмов повседневных действий (кормление, одевание, гигиена, прогулка).
Моделируя комфортную или развивающую среду для ребенка в психоневрологическом интернате, необходимо учитывать перечисленные ниже составляющие.
Физическое окружение:
• удовлетворенность базовых физиологических потребностей;
• оптимальная влажность, чистота и температура воздуха;
• размер помещения;
• сенсорная насыщенность;
• необходимые предметы и порядок их хранения;
• доступность среды.
Социальная сфера:
• отношения с близкими взрослыми;
• отношения с другими людьми;
• коммуникация;
• наблюдение и участие в деятельности окружающих людей;
• события в жизни ребенка;
• взаимодействие с другими детьми;
• правила и роли.
Критерии оценки:
1. Соответствие предметно-развивающей среды группы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
2. В развивающей среде отсутствуют стрессообразующие факторы, создана доброжелательная атмосфера;
3. Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития;
4. Среда безопасна.
Программа обучения и поддержки волонтеров
Цель: создание условий для формирования у волонтеров компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с детьми в психоневрологическом интернате.
Задачи:
1. Формирование позитивных установок у волонтеров на добровольческую деятельность;
2. Организация специального обучения волонтеров основам волонтерской деятельности с детьми;
3. Привлечение волонтеров к разработке и реализации социально значимых проектов;
В интернате создан волонтерский центр «Надежный взрослый» (разработано положение о волонтерском центре «Надежный взрослый», план работы центра, с целью привлечения волонтеров для социального патронирования детей, а также организации культурно-досуговой деятельности. Сотрудники интерната проводит мониторинг образовательных учреждений, волонтерских организаций города на предмет восстановления связей и привлечения новых добровольцев.
Содержание работы:
1. Разработка и реализация программы подготовки добровольцев к волонтёрской деятельности «Школа волонтера»;
2. Инструктаж – тренинг (установление эмоционального контакта с воспитанниками);
3. Презентация «Особенности работы с детьми в психоневрологическом интернате»;
4. Реализация мер поддержки добровольческой деятельности.
Критерии оценки:
1. Желание активно сотрудничать с детьми в психоневрологическом интернате;
2. Реализация социально-значимых мероприятий, направленных на повышение качества жизни детей в психоневрологическом интернате.
Дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми.
Деятельность по проекту соответствует существующим в Российской Федерации нормативным и правовым актам :
Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»,
Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»,
Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».