Тамара Николаевна Лазарчук
Развитие и воспитание детей в условиях прогулки
▼ Скачать +Заказ
Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, а воспитателям для использования этих условий для обучения. Только на прогулке в полной мере удовлетворяются потребности детей в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу своих возрастных особенностей дети не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития, поэтому мы должны педагогически правильно руководить их деятельностью.
Публикация «Развитие и воспитание детей в условиях прогулки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что – то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним – двумя или группой детей на интересную для них тему, организовать экспериментальную деятельность, понаблюдать с подгруппой детей за каким – либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами.
Вы заметили, что дети вот таким образом играют на прогулке, превратите их баловство в экспериментальную деятельность по изучению свойств снега в морозный день.
Вот такие моменты делают обучение на прогулке ненавязчивым, а сами прогулки не превращаются в занятие на свежем воздухе. Сделать прогулки более насыщенными и интересными позволяют такие структурные компоненты:
разнообразные наблюдения,
дидактические задания, беседы
трудовые действия самих детей,
подвижные игры и игровые упражнения,
Каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств детей. Если после наблюдений или беседы вы заинтересовали хоть одного ребенка, можете считать ваш труд был не напрасен.
Результаты беседы о труде дворника.
Дети на прогулке попадают в знакомую среду, но меняющуюся в зависимости от различных обстоятельств. Это следует использовать для развития и обучения ребят. Вот знакомые кусты, но они покрыты снегом, а не инеем. Вот вам живой объект для обучения детей. Ведь кому как не нам педагогам знать, что лучший и основной метод обучения – это наблюдение. На прогулке необходимо проводить:
наблюдения за живой и неживой природой
сезонные наблюдения
наблюдения за трудом взрослых (целевые прогулки)
наблюдения за жизнью улицы (целевые прогулки)
наблюдения за животными
наблюдения за явлениями природы
Наблюдения на прогулке должны быть не растянутыми по времени, яркими, интересными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во – первых, сами объекты наблюдения, во – вторых, образная речь педагога.
Чтобы подержать интерес к ежедневным наблюдениям необходимо каждый раз предлагать детям новый объект, а целевые прогулки за пределы участка способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.
Структурные компоненты прогулки должны проходить на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей. Игра должна занимать основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе.
Важным компонентом каждой прогулки является организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. Задача педагога – предлагать игровые упражнения на выполнения основных движений: ходьбу и бег;подскоки и прыжки; лазание; упражнения с мячами, обручами, скакалками; катание на самокатах, велосипедах.
В зимнее время необходимо широко использовать постройки из снега, катание на санках.
Педагог должен быть не только организатором игры, а его активным участником. Процесс воспитания детей непрерывен и мы воспитываем детей своим внешним видом, поведением, своей эмоциональной выразительной речью, мимикой, жестами об этом необходимо помнить всегда.
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целесообразных действиях по самообслуживанию. Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений мы учим детей уважать и ценить труд других людей. Уборка инвентаря для прогулок – труд дворника, тщательно вытирать ноги или отряхивать одежду от песка и снега – труд младшего воспитателя. А главное – при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируется положительные взаимоотношения со сверстниками и желание помогать друг другу.