надежда пермякова
Анализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 1 часть
«В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны».
Н. И. Пирогов
Публикация «Анализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год, 1 часть» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, на развитие и повышение его творческого потенциала, а в конечном итоге - на совершенствование всего учебно-воспитательного процесса ОУ.
Цель ОУ: Создание условий, способствующих коррекции и развитию интеллектуальных, личностных качеств обучающихся, воспитанников с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в обществе, на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода.
Цель МО: Улучшение организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, обобщение и внедрение передового педагогического опыта через повышение уровня теоретических, методологических знаний.
Задачи МО:
1. Совершенствование методического уровня воспитателя в реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в воспитании.
2. Повышение квалификации воспитателей посредствам применения современных форм воспитательного взаимодействия и применения образовательных и воспитательных технологий.
3. Обновление и пополнение разработок конспектов коррекционно-развивающих занятий и использование их в работе воспитателей.
4. Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по овладению методикой системного самоанализа своей работы.
5. Охрана и укрепление физического и нравственно-психического здоровья учащихся, воспитанников с ОВЗ.
Работа методического объединения воспитателей проводилась в соответствии с планом работы на текущий год.
Задачи МО решались через проведения заседаний методического объединения; педагогические чтения и работу по темам самообразования; методические семинары и конференции; работу мобильных творческих групп; проведение тематических недель, конкурсов, выставок, организацию проектной деятельности, сотрудничество с родителями; разработку мониторингов в помощь воспитателю; индивидуальные консультации по организации и проведению воспитательских занятий.
В МО воспитателей входит 17 педагогов. Из них 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 4 педагога первую квалификационную категорию, 4 педагога соответствуют занимаемой должности и 7 педагогам предстоит аттестация (Приложение 1).
В условиях постоянного обновления системы образования каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, инициативные педагоги. Исходной позицией при анализе эффективности работы является соответствие ее основной цели, роста уровня педагогического мастерства, с конечной целью – повышением качества и эффективности учебно - воспитательного процесса. В соответствии с этим задачи работы нашего МО исходили из стратегии, цели и задач ОУ.
Методическая тема школы-интерната: «Коррекция и развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию учебно-воспитательного процесса». Наиболее важной стороной её решения является формирование современной педагогической позиции воспитателя. Современный воспитатель – это грамотный специалист, хорошо разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя.
Решая задачи МО, воспитатели в первую очередь определили для себя индивидуальные темы по самообразованию, содержание которых включало коррекционную работу в соответствии с ФГОС (Приложение 2)
В связи со сложившейся ситуацией постепенного перехода специальных коррекционных образовательных учреждений на ФГОС становится необходимостью прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, таким образом решается задача: Повышение квалификации воспитателей посредствам применения современных форм воспитательного взаимодействия и применения образовательных и воспитательных технологий (Приложение 3). В течение года почти все педагоги МО прошли различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Мастерство педагога - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому воспитателю, работающему по призванию и любящему детей. Повышению педагогического мастерства педагогов способствовали самые различные формы методической работы: заседания педагогических советов, конференция, консультации, семинар-практикум, педагогические чтения, заседания методических объединений.
В течение 2016-2017 учебного года было проведено 5 заседаний МО, на которых рассматривались методические и практические вопросы, направленные на решение задачи: (Приложение 4) совершенствование методического уровня воспитателя в реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в воспитании. Необходимо отметить, что выступления воспитателей в этом учебном году отличались содержательностью, больше внимания педагоги стали уделять представлению собственного опыта работы. Выступления педагогов были основаны на практических результатах, позволяющих делать серьёзные методические обобщения:
В соответствии с годовым планом работы школы-интерната на 2016-2017 учебный год на 1 заседании методического объединения воспитателей был утвержден план работы на 2016-2017 учебный год; утверждены проекты внеклассной деятельности воспитателей; разработана и утверждена годовая циклограмма профессиональной деятельности; график открытых занятий воспитателей.
Особое внимание было уделено составлению и утверждению образовательных, адаптированных образовательных и воспитательных программ.
В этом учебном году согласно определения Стандарта составлена воспитательная Программа «Охрана здоровье и физическое развитие» для воспитанников II ступени с ОВЗ (6 - 10 класс) которая представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся 6-10 классов с ОВЗ, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Разработчик программы Пермякова Н. Н.
В ходе работы возникла необходимость организации скоординированной системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию посредством комплексной реализации образовательных и воспитательных Программ ОУ, способствующих формированию гражданской личности, осознающей принадлежность к судьбе Отечества и ответственность перед обществом, государством, семьей; стремящейся к здоровому образу жизни, совершенствованию и самореализации; обладающей высокими нравственными качествами. Всю работу в данном курсе объединил Клуб патриотического воспитания.
Направления деятельности Клуба:
1. Проведение Факультативных занятий по Программе «Я – гражданин России!» для учащихся 5-12классов. Разработчик программы Ермаков С. С.
2. Реализация Воспитательной Программы «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5 - 12 класс) Разработчик программы Пермякова Н. Н.
3. Взаимодествие с организациями дополнительного образования в ДЮСШ, ЦДО Кондинского района
4. Реализация Курса по модулю «Правовая социализация» Разработчик программы Носова Н. В.
5. Организация работы школьной библиотеки. (Разработчик Тарасова Т. Н.)
В результате реализации данных направлений было обеспечено:
-внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий воспитания обучающихся с ОВЗ;
-повсеместная доступность для детей с ОВЗ различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
-развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально - востребованные сферы деятельности;
-обеспечение роста социальной зрелости обучающихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии способностей, в сознательном профессиональном самоопределении обучающихся с ОВЗ, во благо современного доступного рынка труда и российского общества;
Особое внимание было уделено осмыслению обучающимися причастности к судьбе родного села, его прошлому, настоящему, будущему; пониманию обучающимися (воспитанниками) причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему; знакомству детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Югры. Этому способствовали разделы воспитательных программ, проведение воспитательных занятий и организация выставки.
Новым направлением работы в начальных классах явилась реализация воспитательной программы «Азбука гражданина». Основа программы – формирование жизненной компетентности т. е. основ гражданственности, патриотизма, навыков общения, поведения и безопасности в окружающем мире.
Цель: Формирование у воспитанников социальных знаний: элементарные представления о России, своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе.
Задачи:
1. Формировать представление о себе, как об ученике, члене семьи, однокласснике, друге.
2. Воспитывать умение взаимодействовать с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
3. Прививать любовь к близким людям, к своей школе, своему селу, России.
4. Знакомить воспитанников с обычаями народов, проживающих в нашей стране,
народными религиозными праздниками. Познакомить с культурными, духовными и трудовыми традициями своего народа.
5. Учить владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. (Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков).
На основе методических рекомендаций по разработке примерного образовательного курса под редакцией Х. Н. Ниязовой. / – Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2016 г. была разработана Программа образовательного курса, направленного на профилактику наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления психоактивных веществ, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни для воспитанников с ОВЗ (5 - 10 класс). Разработчики воспитатели: Пермякова Н. Н., Меркулов А. М., Болдырева Л. А., Гуринкова С. Н.
Цель курса – формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди учащихся, направленной на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.
Задачи:
– формировать у учащихся представление о современных подходах к формированию здоровья и здорового образа жизни человека;
– формировать мотивацию учащихся к здоровому образу жизни (ЗОЖ);
– вовлечь учащихся в активную деятельность по укреплению здоровья;
– содействовать приобретению навыков анализа собственной деятельности; – формировать умение устанавливать причинно - следственные связи;
– учить действовать в каждодневных многообразных ситуациях в соответствии с приобретенными навыками сохранения и укрепления здоровья;
– формировать отрицательное отношение к употреблению табака, алкоголя и наркотиков. Программа курса включает в себя шесть модулей
– «Я выбираю здоровый образ жизни» (формирование навыков здоровьесбережения и пропаганда здорового образа жизни).
– «Вместе против наркотиков»;
– «ВИЧ/СПИД: знать и бороться» (профилактика распространения ВИЧ/СПИДа)
– «Территория без табака» (профилактика употребления табака);
– «Мир без алкоголя» (профилактика употребления алкоголя);
– «Безопасный Интернет» (формирование безопасной интернет-среды).
Названия разделов соответствуют человеческим потребностям: быть здоровым, знать свой организм, жить в благоприятной окружающей среде, вести здоровый образ жизни и заботиться о здоровье. В каждом разделе предусмотрена практическая деятельность. В преподавании ведущая роль отводится активным формам и методам обучения.
Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности воспитателя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса, а также это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения подрастающего поколения. Задачу МО: Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по овладению методикой системного самоанализа своей работы педагоги решают с помощью обмена опытом, поиска нужной информации в интернете, систематизации материала на своих страницах, блогах и персональных сайтах. Всё чаще материалы для повышения своей профессиональной компетенции педагоги находят через самостоятельное изучение материалов различных видеоконференций, вебинаров и медианаров. Всего педагогами МО прослушано 74 часа, о чём свидетельствуют сертификаты и свидетельства участников (Приложение 5).
Большая роль отводилась организации самообразования воспитателей, педагоги постоянно обращались к новым педагогическим технологиям, новинкам педагогической литературы, работам современных педагогов и психологов, перенимают опыт у лучших воспитателей, в течение года разрабатывали индивидуальные творческие темы, исходя из профессионального интереса педагога, все темы соответствовали направлениям воспитательной работы. Каждым педагогом изучалась литература по данной проблеме, передовой педагогический опыт, разрабатывался методический материал, после чего зачитывались доклады на педагогических чтениях.
Педагогические чтения по темам самообразования проводились на основании годового плана работы образовательного учреждения на 2016- 2017 учебный год.
Цель: обмен опытом работы педагогических работников школы-интерната в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Повышать профессиональную компетентность педагога в решении проблем по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Стимулировать расширение методического и творческого взаимодействия с коллегами.
Выявлять и распространять наиболее ценный педагогический опыт.
- Стимулировать педагогов в профессиональном самосовершенствовании.
10 воспитателей представили сообщения и рефераты по теме самообразования:
Меркулов А. М. «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края в соответствии с ФГОС».
Болдырева Л. А. «Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в условиях образовательной организации в соответствии с ФГОС»
Гуринкова С. Х. «Развитие нравственных качеств личности воспитанников в условиях ОО в соответствии с ФГОС»
Лыткин В. В. «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у воспитанников с ОВЗ посредством современных технологий в соответствии с ФГОС»
Борисов М. В. «Воспитание детей с аутизмом в соответствии с ФГОС».
Макарова Н. В. «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС»
Бабушкин Д. В. «Развитие познавательной активности воспитанников ОО в проектной деятельности в соответствии с ФГОС»
Немчинов С. А. «Социальное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
Мищенко В. В. «Формирование сенсорного опыта детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
Антюхова О. И. «Ознакомление детей с окружающим миром посредством информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС».
Все сообщения хранятся в школьной библиотеке.