Татьяна Котченко
Семинар-практикум для родителей «Развиваем фонематический слух на занятиях по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений работы по речевому развитию старших дошкольников является подготовка к обучению грамоте.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развиваем фонематический слух на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
В детском саду перед педагогами не стоит задача научить ребенка читать, этому его научат учителя в школе.
Чтобы успешно подготовить ребенка к школе нам с вами необходимо развивать фонематический слух.
Фонематический слух - способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак- мак.
Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та", основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чтким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
-умение работать со схемой слова, предложения.
Скажите, что такое звуки? (Звуки – это то,что мы слышим и произносим.) А что такое буквы? Чем отличается буква от звука? (Буквы мы пишем и читаем.)
Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласными и согласными.)
• Назовите гласные звуки? (А У О И Э Ы)
Детям мы объясняем так, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно, Гласные звуки обозначают символом красного цвета.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
• Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы, язык). Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают символом синего цвета.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяем на слух.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки со свойством камня, а мягкие звуки со свойством ваты.
Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Давайте поиграем в игру "Камень" - "Вата"
"Камень" - называем слова с твердым звуком "м"
"Вата" - называем слова с мягким звуком "м"
• Звуковой анализ слов.
Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.
При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.
Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак»;
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак).
Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак).
Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк).
Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к).
Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Деловая игра
1. Встаньте в центр круга те, у кого в имени есть звук а
2. Встаньте в центр круга те, у кого фамилия состоит из 2 слогов
3. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук о
4. Сделайте шаг назад те у кого нет в имени звука б
5. Игра" Мяч передавай слово со звуком о называй"