Ольга Голубец
Семинар-практикум для родителей «Мы играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход семинар-практикума.
1. Развитие речи детей 4-5 лет в норме. Результаты обследования устной речи детей средних групп.
Учитель-логопед: Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Чтобы увидеть, есть ли проблемы, в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Мы играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Слайд 2. Речевое развитие детей 4-5 лет норме.
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, появляются слова, указывающие на материал, из которого сделан предмет (железный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи.).
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные единичные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении.
Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз,все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Слайд 3. Результаты обследования детей среднего возраста в ДОУ.
С середины ноября 2016-середины января 2017 г проводилось обследование устной речи у детей 4-5 лет.
Было обследовано 65 человек. В ходе обследования было выявлено:
Возрастная норма- 4 чел.
Дети с нарушениями речи в разной степени- 61 чел.
Звуковая сторона речи у 4 детей соответствует возрастной норме, у 61 ребенка звукопроизношение нарушено в разной степени. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных звуков, которое проявляется в виде отсутствия звуков, искажений, замен.
Слайд 4. При обследовании артикуляционного аппарата у многих детей выявлена недостаточная подвижность губ и языка, у 21 ребенка выявлено нарушение прикуса. Таким детям рекомендована консультация врача-ортодонта.
Слайд 5. У 25 детей нарушена слоговая структура слов, 24 ребенка допускают единичные ошибки при употреблении слов сложной слоговой структуры.
Слайд 6. У 25 детей выявлены грубые аграмматизмы речи. 34 ребенка допускают единичные аграмматизмы при словоизмении или словообразовании. Также у большинства детей наблюдаются ошибки при употреблении простых и сложных предлогов.
Слайд 7. У 54 человек фонематический слух развит недостаточно.
Слайд 8. Активный словарный запас у 41 ребенка в пределах возрастной нормы, у 21 ребенка ниже возрастной нормы, у 3 детей словарный запас резко ограничен.
Повторное обследование устной речи будет проводиться в сентябре 2017г. В ДОУ в сентябре проходит набор детей на занятия в логопедическом пункте (50чел. - это группа логопункта и доп. группа при логопункте ДОУ.) В связи с отсутствием в ДОУ коррекционных групп и увеличением количества детей с нарушениями речи в первую очередь принимаются дети 6-7 лет. На оставшиеся места будут зачислены дети старших групп. Все родители детей, которых обследовал учитель-логопед, могут подойти на индивидуальную консультацию, где подробно узнают об обследовании речи ребенка и смогут получить рекомендации специалиста.
2. Домашняя игротека: игры, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста.
А сейчас, мы хотели бы познакомить вас с играми, способствующими развитию речи детей.
1 педагог: Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Для улучшения подвижности артикуляционного аппарата необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме под счет и повторяется 6-8 раз.
(педагог вместе с родителями выполняет упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики)
Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Очень полезно выполнять упражнения для формирования правильного речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание. Контролировать поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.
Игра «Погреться на морозе- ребенок вдыхает через нос и дует на «замерзшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Игра «Приятный запах» .Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
2 педагог: Для формирования слоговой структуры слова можно использовать игру «Телеграф». Ребенок «передает» заданное слово, отстучав или отхлопав его ритмический рисунок. (Давайте прохлопаем свои имена).
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", “бочка-почка”.
Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Игра «Внимательные ушки». Хлопни в ладошки, если услышишь звук А: И,У,А,О,А,М,Н,Ы,А,К,Х.
3 педагог:
Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей.
Для расширения словарного запаса можно использовать игры:
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
3. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
Игра «Назови одним словом»
Детям предлагаем картинки из одной лексико-семантической категории и просим подобрать обобщающее слово: «Назови одним словом».
Яблоко,груша,лимон,апельсин-фрукты.
Вилка,ложка,кастрюля,чашка-посуда.
Другим вариантом игры является задание назвать одним словом ряд действий:
-мыть овощи, резать, складывать, включать плиту, жарить, переворачивать, подливать масло, тушить, помешивать, добавлять, солить, перчить, — готовить;
-достать куклу, одевать, кормить, учить, укладывать спать — играть.
4 педагог:
Игры,способствующие формированию грамматического строя речи.
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Для формирования грамматического строя можно использовать игры:
Игра «Волшебная палочка»- ребенок прикасается «волшебной палочкой» и называет,что с ним произошло, в соответствии с инструкцией:
«Один-много» (огурец-огурцы,помидор-помидоры)
«Назови ласково» (огурец-огурчик,помидор-помидорчик)
«Нет чего?» (нет огурца, нет помидора, нет огурцов, нет помидоров)
«Где игрушка?» Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки. Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами.
Собачка сидит под стулом, на стуле, в коробке, за коробкой и т. д.
5 педагог: Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Для развития мелкой моторики рук рекомендуется проводить
различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, использовать пальчиковые игры без речевого сопровождения и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями. Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически.
Виды упражнений:
1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
3. Составление предметных разрезных картинок.
4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
5. Обведение контуров предметных изображений, раскрашивание контурных изображений предметов цветными карадашами.
6. Вырезывание цветных полосок,фигурок по контурам.
7. Наматывание ниток на катушку, клубок.
8. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
9. Работа с пластилином.
10. Работа с мозаикой.
11. Пальчиковые игры без речевого сопровождения (многократное сжимание и разжимание пальцев в кулак, выполнение движений: кулак-ребро-ладонь и т. д.)
12. Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую) очень гладкий
И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (ловят воображаемых снежок)
Три – уроним. (роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (стучим ребром одной ладони по другой)
Учитель-логопед: Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Спасибо за внимание!