Татьяна Бушкина
Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух и как его развивать?“» размещена в разделах
Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:
1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверьте, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
• Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
• Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
• Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма-на-ма.
• Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак-мак-рак; жук-лук сук-тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков;
6. анализ звукового состава слова.
Игры для развития фонематического слуха:
«Шумящие мешочки»
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, камушки, пуговицы. Он должен угадать по звуку, что внутри.
«Вошебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
«Слушай звуки»
Взрослый, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (пищит игрушкой, мнет бумагу, стучит по столу и т. д.). Ребенок должен отреагировать на услышанный звук хлопком.
«Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова, Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
«Громко –тихо»
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
«Поймай звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает.
«Кто это»
Комарик пищит «ззз», водичка льется «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый издает звук, а ребенок отгадывает, кто его издает или показывает на соответствующую картинку.
«Похлопаем»
Произносятся слоги, среди которых есть заданный звук. Ребенок хлопает на тот слог, в котором имеется заданный слог.
«Услышишь лишнее –подними руку»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен поднять руку, если услышит другой звук.
Поймай заданный звук в слове (хлопни в ладоши, если в слове есть заданный звук).
Найди картинку или предмет с заданным звуком в названии.
Придумай как можно больше слов, начинающихся с заданного звука.
Определи первый звук в слове (звук должен находиться в сильной позиции).
Определи последний звук в слове (звук должен находиться в сильной позиции).
Игра «Цепочка» (или «Города»).
Назвать последовательно все звуки в слове, определить их количество (для данного возраста - слова из 5-7 звуков, например, «домик», «палка», «столбик» и т. п.)
Преобразование слов:
• добавляя звук в начале слова:
Рот – крот игры - тигры
Мех – смех дочка - удочка
Осы - косы точка – уточка
• добавляя звук в конце слова:
Бок – бокс пар - парк стол - столб
Вол – волк пол - полк лис - лист
• изменяя один звук в слове (можно выстраивать целые цепочки слов):
Сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон
Косы – козы – розы – роза – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша
Составь слово, сложив его из первых звуков заданных слов:
Даша + Оля + Маша = дом
Сок + утка + пар = суп и т. д.
Составь слово, сложив его из последних звуков заданных слов:
Дом + рука + ток = мак
Нос + ведро + рак = сок и т. д.
Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребенком!