Ирина Подлесная
Логопедическая консультация «Развиваем фонематический слух у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Советует логопед
Развиваем фонематический слух у малышей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ
Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, составляющие звуковую оболочку слов.
Публикация «Логопедическая консультация „Развиваем фонематический слух у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых не возможны полноценное чтение и письмо.
Чтобы ребенок слышал в своей речи, исправлял себя, научился писать без ошибок и овладел навыками звукового анализа слов важно играть с ним в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия.
Узнавание неречевых звуков.
Игра «Найди игрушку»
Ребенку предлагается закрыть глаза. Спрячьте игрушку (за штору, за диван, в шкаф) и предложите найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему, и тихому.
Игра «Два зайчика»
На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Ребенку объясняют и показывают, как играет на барабане большой зайчик, у
которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО,
и как маленький зайчик – ТИХО. Затем
игрушки закрываются ширмой и за ней
воспроизводят то громкие, то тихие удары в
барабан. Ребенок должен определить и сказать
(показать, который из зайцев только что играл
(эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев
куклами разной величины, мишками,
обезьянками).
Игра «Что ты слышишь?»
Познакомить ребенка со звуками, которые
издают различные предметы:
- мяч, ударяясь о пол,
- шарик, перекатываясь в стеклянной банке;
- газета, если ее разрывать;
- перелистывание книги;
- резание ножницами и т. д.
Затем эти же действия, но в другой
последовательности, можно производить за
напольной ширмой. Ребенок должен как можно
полнее и точнее рассказать, что он слышит
каждый раз.
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Игра «Три медведя»
Ребенку рассказывается сказка «Три медведя» - в
сокращенном варианте. Ребенок отворачивается
спиной, произносятся соответствующие реплики
то:
очень низким голосом;
средним по высоте;
высоким голосом.
Ребенок угадывает медведей.
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
- Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места?
- Кто трогал мою чашку и ел из нее суп?
- Кто ложился на мою постель и помял ее? И т. д.
Игра "Узнай по голосу".
Перед ребенком выкладываются картинки с
изображением домашних животных и их
детенышей:
- коровы и теленка (му-му);
- козы и козленка (бе-бе);
- свиньи и поросенка (хрю-хрю);
- гуся и гусенка (га-га);
- кошки и котенка (мяу-мяу) и т. д.
Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок).
Ребенок, ориентируясь на качество и высоту
звука одновременно, находит и
поднимает соответствующую картинку
(например, коровы или теленка).
Чтобы стимулировать развитие фонематического
слуха, крохе также можно зачитывать потешки,
в которых будут повторяться определенные
слоги и сочетания. Отличный вариант для
развития слухового восприятия — это
подвижные игры, в рамках которых малышу
нужно будет быстро действовать, следуя
инструкциям ведущего. Примеры таких игр далее.
Подвижные игры для развития фонематического слуха
Игра «Кто первый».
Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.
Игра «Дождик».
Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.
Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха.
Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.
Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.
Желаю Вам удачи в совместных играх с детьми!