Приложение МААМ

Консультация для педагогов и родителей. Фонематический слух — основа правильной речи

Эвелина Печкарёва
Консультация для педагогов и родителей. Фонематический слух — основа правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (исключение звуки человеческой речи, различение звуков по громкости, и определение направления и источника звука.

Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). Умение различать гласные-согласные звуки, ударные – безударные гласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки. Это и есть речевой или фонематический слух (по отношению к русскому языку).

Публикация «Консультация для педагогов и родителей, Фонематический слух — основа правильной речи» размещена в разделах

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?

- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)

- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)

- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)

Все звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.

К сожалению, многие не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Большинство считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо.

Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Проверить фонематический слух очень просто : попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, су-зу, со-зо и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов (са-са-за-са). Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых, например: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо учился в школе, грамотно писал, легко изучал иностранные языки, обязательно развивайте фонематический слух ребенка. Непосредственно развитие фонематического слуха начинают после 4 лет. Это совсем не трудно.

Упражнений для его развития множество и выглядят они, как игра. Мы ребенку предлагаем различные игры, но подразумеваем специальные упражнения.

Игры, которые можно использовать для развития фонематического слуха.

1. Угадай, что звучит? (подойдёт и для младшего возраста)

Для этой игры потребуются наборы: 1) музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, бубен, дудочка и др.) 2) мячики с пищалками, колокольчиками, явно отличающиеся по внешнему виду (цвет, размер и звуку) подойдут детские мячики и игрушки для животных. 3) коробочки с крупами (одинакового размера и одинаковое количество насыпать крупы). Крупы использовать разные (гречка, горох, фасоль, рис) 4) деревянные, металлические ложки, стеклянные предметы. Работаем с одним набором. Сначала каждый предмет мы показываем, называем, даём потрогать ребёнку и слушаем как звучит этот предмет, затем мы ставим ширму, закрываем от ребёнка инструменты. Ребёнок должен на слух определить, какой предмет прозвучал.

2. Игра «Кто сказал «Мяу?»

Логопед включает запись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

3. Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается запись со звуками пения птиц. (кукушка, ворона, сова, дятел.)

4. Игра «Кто стоит у светофора?»

Логопед включает запись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

5. Игра «Путаница»

Взрослый называет картинку ЧЁТКО, правильно и громко. Например: "Это лампа". Затем говорите ребенку: "слушай внимательно, я буду несколько раз называть картинку, но могу и неправильно её назвать, как услышишь правильное название скорее хлопни в ладони. Это вампа, уампа, лампа, лямпа, фампа, лампа. ребенок на слово лампа-хлопает. и т. п.

6. Исправь меня. Называем слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

7. Выбери на слух.

Для игры нужны картинки. Выкладываем ряд картинок (6-12). Названия картинок должны быть знакомы ребёнку. Взрослый называет картинку ребенок выбирает ее, например, картинки: дом, том, ком, лом, сом, гном.

8. Исключи лишнее слово (слог).

Взрослый произносит ряд из слогов или слов, а ребёнок должен назвать лишнее слово (слог). Например: слоги: там-дам-там-там. Лишнее "дам". Слова: рак-рак-лак-рак. и т. д.

9. Собери слово из звуков.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

10. Слова длинные и короткие. Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Отхлопаем сколько слогов. А бывают длинные слова. Слушай и смотри: ленивица, рукодельница, воспитательница. Отхлопаем сколько слогов.

а) Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик.

б) Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие : когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

в) Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Котенок.

— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

11. Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах: ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

12. Назови одинаковый звук в словах.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

13. Назови первый звук в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

14. Игра «Звуковая цепочка»

Карточки с картинками. Последний звук слова должен быть началом следующего слова, например: слоН - Н- НоС-С-СоК-К-КозА-А-АрбуЗ-З-ЗуБ-Б-БаЛ-Л-ЛуК. и т. д.

15. Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

16. Исправь Незнайкины ошибки.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

17. Доскажи словечко. Взрослый читает стихотворный текст, а ребёнок

досказывает слово.

Всех на свете он добрей,

лечит он больных зверей,

и однажды бегемота

вытащил он из болота.

он известен, знаменит,

это доктор. (Айболит).

***

Лежебока рыжий кот

отлежал себе. (живот).

18. Рифмы.

Подбери рифму к слову: мель. (цель, гель, ель, и т. д.)

моль. (ноль. соль, толь, боль, и т. д.)

зайка. (майка, кот. (год)

парта. (карта, лей. (клей, пей, вей)

сова. (софа, коза. (коса) и т. д.

19. Отвечай – не торопясь (для подготов. группы).

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова компас.

• Вспомни названия домашних животных, в которых был бы последний звук слова нос (собака, свинья)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)

• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Поля подарила Павлику пушку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

20. Пальчиковая игра «Гроза»

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

21. Игра «Найди такую же коробочку»

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д. Коробочки делаем парными, чтобы звук не различался, насыпаем одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положить перед ребенком, другой остаётся у взрослого. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звуку. Попросите ребенка найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивать нужно постепенно.

22. Игра «Что упало?» Покажите ребёнку, что когда мячик падает, получается один звук, а когда падает, например тетрадь совершенно другой. Предложите ребёнку с закрытыми глазами определить, что упало. Можно использовать карандаш, мягкую игрушку, книгу,

23. Игра «Кто услышит больше звуков»

Предложите ребёнку посидеть тихо-тихо и послушать окружающие вас звуки (часы тикают, за окном птицы поют, машины едут, люди разговаривают.)

24. Собери слово из звуков.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь, такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.

В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том, замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков

Поэтому фонематический слух - это основа правильной речи, как устной, так и письменной.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое фонематический слух?» "Что такое фонематический слух?" Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей.

Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать?» Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Презентация «Дома играем — фонематический слух развиваем» Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический.

Фонематический слух и его формирование у детей дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида Волохова.

Консультация для педагогов «Формирование навыков правильной осанки» Формирование навыков правильной осанки. (консультация для воспитателей) Осанка - привычное положение тела, которое человек принимает сидя,.

Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи» Очень часто родители обращаются к логопеду с тем, что ребенок невнятно разговаривает и его понимают только близкие, не произносит некоторые.

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников 3–4 лет. Острый слух правильная речь» «Развитие речи дошкольников 3-4 лет. Острый слух правильная речь.» Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития.

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей» Лазарева Ольга Александровна Родители могут.

Консультация для воспитателей «Фонематический слух-основа речи» Фонематический слух – это способность различать фонемы, звуки русского языка. Фонема- (от др. греч. - «звук») – минимальная смыслоразличительная.

Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи» Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Жизнь малыша начинается с первого вздоха и, следующего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей. Фонематический слух — основа правильной речи
Опубликовано: 6 мая 2019 в 17:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей. Фонематический слух — основа правильной речи» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина Печкарёва (УИ 117121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД