Боцулко Оксана
Чем отличаются понятия фонематический слух и фонематическое восприятие
▼ Скачать + Заказать документы
Чем отличаются понятия фонематический слух и фонематическое восприятие
Начиная заниматься проблемами речевого развития своего ребенка, знакомясь с заключениями специалистов, каждая мама неизбежно встречается с целым рядом новых терминов и сложно произносимых слов, с которыми раньше никогда не имела дела. Они путают, настораживают, заставляют искать дополнительную информацию в разных источниках.
Публикация «Чем отличаются понятия фонематический слух и фонематическое восприятие» размещена в разделах
Эта статья поможет во всем разобраться и прольет свет на такое понятие, как «фонематическое восприятие» ребенка.
Что оно означает, так ли важно для общего речевого развития, к каким последствиям приводит его нарушение? Вопросов много — попробуем на них ответить.
Стоит сказать, что существуют два термина: фонематический слух и фонематическое восприятие. Это понятия близкие, часто взаимозаменяемые в речевом употреблении. И, все-таки, имеют определенные различия. Примерно такие же, как слух человека и его слуховое восприятие. Итак, фонематический слух — это способность выделять, различать звуки речи; другими словами — это речевой слух. Он является частью физиологического слуха, в норме формируется с шестимесячного возраста до двух лет. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, близких по звучанию слов; различение высоты, силы, тембра голоса; различение слогов и фонем (звуков речи).
Фонематическое же восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы и формируется в основном в процессе специального обучения. Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, успешной корректировки нарушений звукопроизношения; положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Все описанное выше говорит о важности речеслуховых систем. Но как не упустить, вовремя заметить какие-либо отклонения? К сожалению, в данном случае беда не приходит одна. Фонематические нарушения почти всегда идут вместе с нарушениями звукопроизношения и довольно часто с общим недоразвитием речи. Эти проблемы родители, как правило, замечают, а уж логопед при обследовании обязательно выявит проблемы развития фонематического слуха и восприятия, если они есть. Но важно понимать, что уже с раннего возраста в силах каждой мамы поспособствовать развитию речевого слуха своего малыша. Ведь так много в Ваших руках, стоит только захотеть!