Екатерина Быхан
Семинар-практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем — речь свою мы развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем – речь свою мы развиваем»
Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Дуем, дуем, задуваем — речь свою мы развиваем“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- сформировать у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей, показать важность участия семьи в речевом развитии детей,
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
Материалы и оборудование:
Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей:
«Кто загонит мяч в ворота», «Поможем колобку убежать от лисы», «Волшебные бабочки», «Горячий чай», «Солнышко и тучки», «Обжорки», «Вертушки», «Дудочки» и т. д. ; проектор; мультимедийная установка; буклеты «Развитие речевого дыхания у детей»; материал необходимый для практического изготовления пособий для игр на развитие воздушной струи (бумага, ножницы, нитки, клей, гуашь, трубочки для коктейля); грустные и веселые смайлики; мяч; мольберт с магнитами.
Ход семинара:
1 часть - приветствие. Создание эмоционально положительной атмосферы.
Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады вас видеть, и приглашаем посетить наш родительский клуб «Школа заботливых родителей». Проведут этот вечер с вами педагоги 2-ых младших групп: Горностаева Наталья Владимировна, Серегина Марина Николаевна и учитель-логопед: Быхан Екатерина Станиславовна. Мы надеемся, что этот вечер будет для вас интересным и познавательным.
У вас был трудный рабочий день и чтобы немного расслабиться и поднять себе настроение, для этого мы предлагаем поиграть в игру «Комплименты».
Комплименты (для детей с 4 лет)
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
2 часть - теоретическая. Сформировать у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей, показать важность участия семьи в речевом развитии детей
Дорогие родители!
Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, малопонятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать.
Прежде чем узнать почему это происходит, мы попробуем понять как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? (ответы родителей) Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее все повторяется.
Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего ему не достает в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох. Поэтому работа по развитию речевого дыхания очень важна и необходима.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: ребенку младшего школьного возраста – фразы из 5 – 7 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Во всем этом нам помогут игры и упражнения. При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, поэтому при профилактики речевых нарушений работу следует начинать с развития целенаправленного речевого выдоха, как дома, так и в детском саду начиная с раннего возраста.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности работу по развитию речевого дыхания мы проводим одновременно с артикуляционной гимнастикой. Вот сейчас мы с вами вместе попробуем ее показать.
«Играем вместе с мамой»
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой»
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА. К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). Чистим зубки
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений.
• Дуем всегда плавно, не надувая щек и не поднимая плеч, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткие - не более 30 секунд непрерывной работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
• Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.
Развитие речевого дыхания происходит не только по средству артикуляционной гимнастики, но и с помощью различных пособий и тренажеров.
3 часть – презентация игр «Дуем, дуем, задуваем – речь свою мы развиваем»
Дорогие родители! Сейчас мы хотим представить вам презентацию пособий для развития речевого дыхания. Пособия для игр на развитие воздушной струи можно изготовить своими руками.
«Бабочка»
Вам понадобится открытка с изображением цветов, бумажная или пластмассовая бабочка, нитка. Один конец нитки приклеиваем к бабочке, а другой - к обратной стороне цветка. Бабочку кладем на цветок. Ребенок должен подуть по желобку, положив широкий распластанный язык на нижнюю губу. Бабочка «слетает» с цветка.
«Забей в ворота гол»
Вам понадобится лист бумаги, нитка, небольшой бумажный кружок. На листе бумаги рисуете ворота. Вырезаете небольшой круг и раскрашиваете его как мяч. Один конец нитки приклеиваете к мячу, а второй-с обратной стороны листа. Положить мячик на край листа, затем подуть на него так, чтобы мяч попал в ворота. Дуть либо по широкому распластанному языку, либо в «трубочку».
«Разгони тучки»
Вам понадобится лист плотной бумаги в центре которого рисуется или приклеивается солнышко. Тучки сделаны из ватных дисков. Тучи закрыли солнце. Ребенку предлагаем помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
Есть еще такие игры, как «Накорми прожорливые фрукты», «Помоги зайцу убежать от волка», «Помоги колобку убежать от лисы», «Помоги солнышку подняться на небо», «Помоги птенцу попасть в гнездо» «Дракончики»,
4 часть – практическая. Рисуем в технике раздувание краски.
Развивать дыхание можно не только во время игр, но и даже во время рисования.
Предлагаю вам попробовать нарисовать рисунок с помощью вашего дыхания.
На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно, добавляем кисточкой немного воды. Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том что получилось можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа или пришельца. Это уже зависит от вашей фантазии.
Совместное рисование и изготовление пособий может стать увлекательным и полезным занятием, доставляющим радость маме и ребенку.
5 часть - подведение итогов. Рефлексия.
Вот и подошло к завершению заседание нашего клуба «Школа заботливых родителей» В помощь вам, мы подготовили буклеты с названиями игр и упражнений, которые можно использовать, играя с детьми дома
Уважаемые родители, мы надеемся, что вы провели время с пользой и предлагаем оценить полученную сегодня информацию с помощью смайликов
Веселый смайлик – «считаю полученную информацию полезной»;
Грустный смайлик – «считаю информацию недостаточно полезной, мне было не интересно».
Спасибо за сотрудничество! Желаем успехов Вам и Вашим детям! До новых встреч!