Людмила Окунева
Семинар-практикум для родителей «Весело играем — свою речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня пригласили Вас на семинар – практикум и очень рады видеть всех. Тема нашей встречи «Весело играем – свою речь развиваем».
Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Весело играем — свою речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования.
Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Надеемся, Вы будете применять полученный опыт в общении со своим ребенком».
1. Сегодня мы с вами поиграем, но прежде чем начать игру, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, и дополните фразу: «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет все, что было сказано до него. Например: «Я Людмила Алексеевна, я отправляюсь в путешествие и беру с собой линейку». Следующий говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Л. А. взяла линейку».
Молодцы, рады знакомству.
И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.
Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»
Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».
Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.
Гимнастика на экране!
Уважаемые родители повторяйте за мной.
Рекомендация №1 Мы рекомендуем играть с детьми и делать артикуляционную гимнастику ежедневно.
Рекомендация №2. Играть в игры на развитие фонематического слуха.
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) в свободной речи. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
Игра «Определи место звука в слове».
Я буду называть слова со звуком «ш»
-если услышите его в начале слова – топайте
-если услышите его в середине слова – хлопайте
- если услышите его в конце слова – молчите.
Игра «Назови слово, которое начинается со звука [С]»
Рекомендация №3
Делать дыхательную гимнастику. Развивайте силу, направленность воздушной струи.
Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Логопед: Давайте выполним упражнение, которое вы можете легко выполнять дома вместе с детьми. Научим игрушку «летать»
Дома можно использовать следующие игры:
«Загони мяч в ворота», «Футбол с котельными трубочками», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Поющий пузырёк», игры на поддувание.
Рекомендация №4 Пальчиковая гимнастика.
«Послушные пальчики»
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Пальчиковая гимнастика под музыку «Вот этот самый сильный пальчик у меня»
Вы можете использовать с детьми следующие игры для развития мелкой моторики :
1. Игры с прищепками
2. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
3. Золушка.
4. Рисовалки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко
5. "Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие -шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика
Заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на щеках, на губах, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову, затем шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.
Всем участникам раздаем «лучи солнца» и предлагаем написать, что нового и интересного он узнал на семинаре об игре.
Обратная связь: Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, что нового они узнали, сказать какие то пожелания, замечания, напутствующие слова.
Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!