Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Развиваем — играя»

Ольга Исаченко
Семинар-практикум для родителей «Развиваем — играя»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей «Развиваем - играя»

1. Приветствие.

2. Коммуникативная игра на сплочение «Поход». Я Ольга, я возьму с собой в поход одеяло. Я Татьяна, я возьму с собой в поход термос и Ольгу с одеялом.

3. Упражнение «Представь свою семью». На треугольниках-лучиках нарисовать символ семьи.

4. Презентация «Что могут дети 2-3 лет?». Особенности детей раннего возраста.

5. Речевое развитие.

6. Игры и игрушки для детей 2-3 лет.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развиваем — играя“» размещена в разделах

7. Мастерская игрушек. Изготовление игровых пособий из бросового материала.

8. Рефлексия. Что нового узнали? Что было непонятно? Что особенно понравилось?

Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т. д. В процессе такого экспериментирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться с взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др.

Продолжительность игры небольшая, до 15 минут. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

– Вспомните, пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве?

– Назовите свои любимые игрушки?

– Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям? Какие вы приобретаете игрушки своим детям?

– Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?

Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.

-Какие же игрушки нужны малышу? (Высказывания родителей)

Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет. Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности.

Игрушки для детей 3–4лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад.

– Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые, кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.

Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть не слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их

– Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без острых углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.

Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.

Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разного цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.

- Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребёнка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

Сами по себе игрушки ничего для ребёнка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Я советую вам обыгрывать игрушки вместе с ребёнком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких детей, у которых ещё нет достаточного опыта. Иногда игра не получается, так как дети не могут объединить в игре игрушки из-за их разномасштабности. Например, ребёнка не смущает, что мышь только в два раза меньше кошки, но если она будет больше кошки, то игра не состоится.

Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. О том, что это за игрушки и как их можно изготовить самим, мы поговорим подробнее.

Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т. д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребенком и принесет ему радость и пользу.

Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.

Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

Заключительная часть.

Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него. И соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.

Подведение итогов.

Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными (М. И. Кольцова, которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.

Дети очень любят, когда родители включаются в их самостоятельную игровую деятельность. В процессе игрового взаимодействия дети наблюдают за взрослым, обращаются к нему, демонстрируют результаты своей деятельности. Но не в коем случае нельзя играть вместо малыша. Очень часто встречаются случаи, когда ребенок выступает сторонним наблюдателем, а мама вместо него рисует, собирает пирамидку, укладывает спать куклу и т. д. В данном случае за него играет мама, а затем она станет за него выполнять домашнее задание, складывать вещи и др.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем речь — играя» Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка, играя дома» Дорогие родители! Богатый словарный запас дошкольника, выразительная речь, речевая активность - это важные компоненты успешности ребёнка.

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь» Очень велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Даже при самой тщательной работе детского сада необходимо.

Семинар-практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем — речь свою мы развиваем»Семинар-практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем — речь свою мы развиваем» Семинар – практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем – речь свою мы развиваем»Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого.

Семинар-практикум для родителей «Игра — это серьезно!» Дошкольное детство должно быть разнообразным. Попробуем вместе разобраться, насколько игра необходима в дошкольном возрасте, и насколько.

Семинар-практикум для родителей по сенсорному и математическому развитию «Играя, учимся» Семинар – практикум для родителей «Играя, учимся» Цель: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому.

Семинар-практикум для родителей «Логопед — дома» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Дет-ский сад №1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квали-фицированной.

Семинар-практикум для родителей «Мы играем — речь развиваем» Ход семинар-практикума. 1. Развитие речи детей 4-5 лет в норме. Результаты обследования устной речи детей средних групп. Учитель-логопед:.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем речевую активность детей» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2.

Семинар — практикум «Развиваем речь детей, играя» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников направленную на развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развиваем — играя»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 08:41
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Развиваем — играя»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Исаченко (УИ 330071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД