Тамара Петрашова
Развитие мелкой моторики и координации рук у детей c нарушением зрения
Тамара Петрашова
Статья «Развития мелкой моторике и координации рук у детей c нарушением зрения»
«Развития мелкой моторике и координации рук у детей c нарушением зрения»
Шумят сады, и солнечные пятна
Горят слюдой на золотом песке,
И дети говорят на непонятном
Нам, взрослым, океанском языке.
С. Марков
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации рук у детей c нарушением зрения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие речи детей тесно связана с движениями пальцев рук. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отвечают большое стимулирующее влияние функции руки. Развитию функций руки и речи всегда идет параллельно.
Задержка развития речи особенно у детей с нарушением зрения, наблюдается общая моторная недостаточность, тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет понимание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития активизации речи, эти серьезные проблемы можно решить успешно. Заботиться о своевременном развитии речи необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается речь. Уровень сформированной мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкальной-исполнительной, конструктивных и трудовых умений. Однако этот потенциал может быть реализован в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут орудиями детского воображения.
Формирования движений происходить при участии речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Потенциал ребенка в успешности освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских конструктивных, трудовых умений, овладение родным языком может быть реализован. В том случае, если движение рук ребенка могут носить осмысленный характер, а сами руки станут орудиями детского воображения. По словам великого педагога В. А. Сухомлинского «Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев». Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи такой-же, как артикуляционный аппарат.
Развивая моторику надо предлагать ребенку упражнения и игры, соответствующие его возрасту и возможностям это использование пальчиков и ладонных игр; таких как «Сорока-сорока», «Вышли пальчики гулять», «Комарик», «Капуста» «Апельсин» и др. Такие игры очень эмоциональны увлекательны, а главное способствуют развитию речи. Они отражают как бы реальность окружающего мира: предметы, животных людей их деятельность, явление природы. Для формирования двигательно-тактильной активности, гибкости пальцев, кистей рук-педагог помогает ребенку с помощью мяча с шипами: покатать мяч между ладонями правой и левой рукой или взять «волшебный карандаш»-зажать и покатать его, послушать как шумит возле правого-левого уха и. т. д. Игры растут вместе с малышом. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, причем взрослый на первых порах действует за ребенка. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, но взрослый, играя с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку, заставляет его становиться активной, а еще позже и сам ребенок уже самостоятельно произносит и слова, и воспроизводит движения пальцами рук. Очень интересно дети воспринимают и воспроизводят пальчиковые игры, которых множество и их можно подобрать в тему любого занятия, деятельности. Когда при лепке «Улитки», не которые из детей, кто забыл или не смог прилепить рожки улитки, возвращаясь после этой игры, доводили до конца эту работу. А для тренировки большого пальца руки очень помогло упражнение «Скакалка», где про неё можно петь или приговаривать, хотя это упражнение не из легких, круговое вращение большим пальцем в одну, или в другую сторону, помогает детям увереннее держать ложку, карандаши. С помощью стихотворной, ритмической речи у детей вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания развиваться речевой слух, речевая память в таких играх как «Строем дом»- интересна реакция детей на эти строчки как подарок для каждого, а «Кулачки», «Волны»- где развиваться сила мышц пальцев рук.
На примере простых стихотворных форм дети учатся выслушивать и запоминать задание, а потом выполнять их пальцами рук «Лягушка», «Заяц», «Лошадка», «Петушок» и др.
Ведь интерес детей младшего дошкольного возраста высок к пальчиковым играм еще и потому, что инсценировка рифмованных историй, сказок. Каким прекрасным средством для развития пальцев является «Пальчиковый театр» ведь к концу у младшего дошкольного возраста дети осваивают уже и игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает дом, а другая кошку, вбегающий в этот дом. Сколько радости доставляет детям, когда на руку взрослый надевает сказочного персонажа и сопровождает все это текстом.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знания содержания сказок, развивает речь, образное мышление. Очень любят дети также сказки, как «Рукавичка», «Кот петух и лиса», «Колобок»- когда после чтения мы проводим пальчиковые игры в кругу- хороводе, ходьбой по округу, обращая внимания на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кисти рук в своих играх, как сюжетно ролевых и других дети начинают играть на дудочке, пианино, губных гармошках и так далее, то есть у детей формируется уже чувство ритма, развивается мелкая мускулатура ритм дыхания.
Сейчас очень много традиционных игр, пособий для развития мелкой моторики, сенсорных эталонов зрительно-моторных координаций «Ёжики», "Кинетический песок", но они удачно сочетаются и дополняются пособиями, сделанными своими руками это «Веселые прищепки», «Бусы из фломастера», «Наматывание клубочков», «Ниткопись на ковролине» - разной фактуры, игры с отвинчивающими цветными пробками по сюжету сказок, предметные, например, «Покорми хавронью» с использованием семян, и. т. д., особенно важно использовать с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно-перцептивного контроля. Очень понравился «Дидактический коврик» детям, где можно проводить и сенсорные игры, сочинять и разыгрывать сказки, то есть совершенствовать речь, внимание, память, подготавливают руку к различным видам продуктивной деятельности, однако необходимо следить за тем, чтобы не было передозировки. Упражнения давать малыми порциями, но делать это с оптимальной нагрузкой. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух и зрение.
Как писал поэт П. А Вяземский что: " Язык-инструмент: едва не труднее самой скрипки". И для того, чтобы научить ребенка правильно и понятно излагать свои мысли предстоит большая работа. Любая работа не будет приносить плоды без совместных усилий с родителями которую должны вести с ними педагоги, как и просветительскую, так и практическую, используя консультации, литературу, мини консультации оказываю помощь своим детям.
Список литературы
1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974. - С. 12-25.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
3. Красильникова Н. A. Игры для развития мелкой мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М. : Владос, 2011. - 237 с.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ. : Литера, 2005. - 220 с