Татьяна Бобровская
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию.
Составила: Бобровская Т. В., воспитатель первой категории
2018 год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в системе здоровьесберегающие педагогические технологии»
Актуальность.
Проблема здоровьесбережения в условиях дошкольного образовательного учреждения очень актуальна для детей с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно - координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно с родителями.
Цели:
• Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
• Развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью разных видов продуктивной деятельности.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет ресурсов;
• Разработать перспективный план и составить картотеку игр по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
• Оформить в группе уголок способствующий развитию мелкой моторики у детей;
• Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме;
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.
Этапы работы:
1 ЭТАП (сентябрь – ноябрь) информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
• Изучение литературы;
• Создание условий для эффективного использования игр
• Подбор дидактического материала и игр
• Разработать перспективный план и составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.
2 ЭТАП (ноябрь - апрель) — внедрение в практику.
3 ЭТАП (май) — представление опыта работы по теме.
Формы работы:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика утром, во второй половине дня);
• Работа с родителями - консультации и беседы.
Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.
В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения ООД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка, конструирование из бумаги.
Разработала планирование работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе я использовала такие методы и приемы как:
Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету, пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).
Пальчиковые игры я подбираю по лексическим темам. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения ООД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.)
Рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.
Лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).
Аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Олимпийский мишка», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.
Работа с родителями.
Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Для родителей я подготовила консультацию «Игры для детей 5-7 лет на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы).
Родители с детьми дома играют, делают поделки, разукрашивают, обводят по контуру.
В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, разработан перспективный план
Заключение:
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигают хороших результатов в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что благотворно влияет на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
На будущее планирую разработать перспективный план по развитию речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста.