Приложение МААМ

Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования

Светлана Тимонина
Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по теме самообразования

«Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов. Нетрадиционные техники рисования»

(Вторая младшая группа)

Пояснительная записка.

Публикация «Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Рисование нетрадиционными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

И конечно же такое рисование развивает мелкую моторику пальцев рук.

Программа по нетрадиционной технике рисования составлена и разработана на основе программ и пособий: Соломенниковой О. А. «Радость творчества», Давыдовой Н. Г. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники» под ред. Казаковой Р. Г.

Программа рассчитана на один год обучения детей от 3 до 4 лет.

Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа.

Занятия проводятся по 15 минут во второй половине дня два раза в неделю по подгруппам по 8 человек. Время проведения занятий 16.00 – 16.15.

Цель:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику:

1. Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе.

2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

3. Выставки детских рисунков, аппликаций для родителей.

4. Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

5. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

Представление опыта работы:

1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Заключение.

Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов и техник способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т. к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Использованная литература.

1. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992

2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

3. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005

6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»

9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»(нетрадиционные техники)

10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

11. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»

12. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004

13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика.

14. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц Тема Цель

Сентябрь

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы) Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

«Компот из яблок»

(отпечаток яблоком» Познакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Октябрь

«Грибы прячутся в травке»

Учить детей изображать грибы из двух частей: ножка – вертикальные полоски - отпечатывание пальчика, шляпка – половина круга - отпечатывание половинки винной пробки.

Учить изображать траву с помощью одноразовой вилки. Вызвать интерес к созданию композиции «Грибы прячутся в травке». Воспитывать у детей любовь и интерес к природе.

«Ёжик в осеннем лесу»

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Знакомство с живописью отпечатывания (одноразовой вилки, половинки пробки, продолжать рисование пальчиками. Упражнять в комбинировании двух различных техник.

«Лес точно терем расписной»

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования (отпечатывание штампами из скрученного рефленого картона) Развивать художественно-эстетические чувства, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

«Арбузная долька»

(Пластилинография) Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания);

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги; Вносить оригинальные элементы оформления - вкраплять настоящие арбузные семечки.

«Осенний дождик»

(Рисование пальчиками на природном материале) Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиками с использованием изображения на природном материале.

Ноябрь

«Поможем ежику приготовиться к зиме»

(Кляксография) Знакомство с новой техникой выполнения рисунка. Развитие интереса к рисованию. Формирование воображения.

«Яблоко поспело»

(Монотипия) Познакомить со способом монотипии и получение уникального симметричного отпечатка. Рассмотреть многообразие предметов для рисования данным способом.

«Цветок для мамы»

(Ниткография) С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Закреплять ранее полученные навыки. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Хохломская ложка»

(Рисование штампами и ватными палочками) Познакомить детей с основами хохломской росписи. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта. Развивать чувство ритма, творческие способности детей. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Декабрь

«Снежные узоры»

(Рисование на манке) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Задачи: 1) развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию;

2) воспитывать интерес к творчеству;

3) снизить тревожность, агрессивность, эмоциональное напряжение.

«Хохломская тарелочка»

(Пластилинография) Вызвать у детей интерес к лепке; знакомить детей с народным творчеством; формировать умение раскатывать колбаски и шарики из пластилина между ладошками; дополнять образ клубнички с помощью зубочисток. Доставить детям радость от создания своих композиций.

«Рукавички»

(Симметричность узоров) Формировать интерес детей младшего возраста к изобразительной деятельности. Объяснить ребятам, что узоры на рукавичках расположены симметрично.

«Веточка рябины»

(Рисование пальчиками и ватными палочками) Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу. Закреплять умение различать цвета.

Январь

«Новогодний фейерверк»

(Рисование коктейльными палочками) Познакомить с новой техникой рисования коктейльными палочками.

1. Развивать у детей умение самостоятельно дорисовывать композицию, ритмично располагая в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок.

«Узоры на окнах»

(Кляксография) Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

«Елочка в снегу»

(Рисование кистью и ватными палочками)

Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

«Дымковская игрушка - лошадка»

(отпечатывание штампами и ватными палочками) Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками; Правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание, желание помочь.

Февраль

«Снежинки пушинки за окном»

Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (коктейльными палочками).

«Пушистый зайчонок»

(рисование по трафарету) Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук

«Снеговик»

(рисование паролоном, обрывная аппликация) Разнообразить технику рисования поролоном обрывной аппликацией. Умение совмещать техники. Различать размеры фигур. Формирование чувства композиции. Развитие мелкой моторики рук.

«Кораблик для папы»

(Рисование смятой бумагой и пластилином) Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, ватой, пластилином: учить наклеивать вату на бумагу, размазывать пластилин по бумаге, наклеивать изображение соответственно замыслу.

Март

«Тюльпаны для мамы»

(Отпечатывание одноразовой вилки) Учить рисовать тюльпаны одноразовой вилкой, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью красок передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Дорисовывать рисунок кисточкой или пальчиками.

«Тарелочка для бабушки»

(Рисование кистью и ватными палочками) Познакомить с изделиями малой скульптуры Гжельских мастеров; учить рисовать мотивы Гжельской росписи «точки», «линии», создавать выразительные узоры на поделке; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать.

«Облака белокрылые лошадки»

(Рисование по сырому фону, или рисование тампоном) Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

«Подводное царство»

(пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью) познакомить детей с различными техниками рисования;

- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др. ;

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

- развивать творческие способности и экспериментирование;

- воспитывать чувство прекрасного.

Апрель

«На окне поспел горох»

(Пластилинография, работа с природным материалом - горохом) Продолжать совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук (колбаски).

Учить передавать образ гороховых стручков.

Использовать для дополнения образа природный материал - горох.

«Звездное небо» (Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

«Красивые цветы для пчелки»

(Пластилинография, выкладывание узора из фасоли) Формировать умение размазывать пальцем пластилин по лепестку цветка, не выходить за контур. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение отдельных частей цветка – лепестка. Воспитывать у детей трудолюбие, умение доводить начатое до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Салют»

(Рисование коктейльными палочками) Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Май

«Бабочка-красавица»

(Монотипия) Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Учить самостоятельно придумывать узор. Развивать фантазию, эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Желтые одуванчики»

(Ниткография) Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

«Мы рисуем радугу»

(оттиск смятой бумагой или пальчиками) Развитие цветовой гаммы. Продолжать знакомство с техникой оттиск смятой бумагой.

«Черемуха»

(Рисование ватными палочками, пальчиками) Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма.

Публикации по теме:

Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста «Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста» Козякова Татьяна Олегона,.

Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» Конспект самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средством нетрадиционной техники рисования.».

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрационную технику рисования Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая.

Игры с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук (ранний возраст)Игры с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук (ранний возраст) "Ум ребенка находится в кончиках его пальцев". В. Сухомлинский. ИГРЫ С КРУПАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РУК. Развитие мелкой моторики у детей.

Нетрадиционные техники рисования в процессе развития мелкой моторики рук детей 3–4 лет 1 слайд. Вашему вниманию представляется презентация воспитателя «МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Валиевой Линоры Рустамовны.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Памятка для родителей «Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом» Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в процессе игровой деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования
Опубликовано: 25 августа 2019 в 10:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимонина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД