Татьяна Бобровская
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в системе здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в системе здоровьесберегающих технологий
.Отчёт по самообразованию «
Составила: Бобровская Т. В., воспитатель
Отчёт по самообразованию.
Составила: Бобровская Т. В., воспитатель
2018 год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в системе здоровьесберегающих технологий»
Актуальность.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в системе здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно с родителями.
Цели:
• создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством разных видов деятельности.
• Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
• Развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью разных видов продуктивной деятельности.
Задачи:
• Повысить уровень знаний воспитателя об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий путём изучения необходимой литературы, интернет ресурсов;
• Разработать перспективный план и составить картотеку игр по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
• Оформить в группе уголок способствующий развитию мелкой моторики у детей;
• Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме;
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.
Этапы работы:
1 ЭТАП (сентябрь – ноябрь) информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
• Изучение литературы;
• Создание условий для эффективного использования игр
• Подбор дидактического материала и игр
• Разработка перспективного плана и составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.
2 ЭТАП (ноябрь - апрель) — внедрение в практику.
3 ЭТАП (май) — представление опыта работы по теме.
Формы работы:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика утром, во второй половине дня);
• Работа с родителями – консультации, мастер - класс.
Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.
В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения организованной образовательной деятельности, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка, конструирование из бумаги. Разработала планирование работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе я использовала такие методы и приемы как:
• физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук,
пальчиковые игры, пальчиковый театр;
• мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
• конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики
заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только
мелкая моторика, но и фантазия;
• прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.
Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (уголок детского творчества).
Пальчиковые игры я подбираю по лексическим темам. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Для работы с детьми подготовила:
• Дидактические игры со шнуровкой;
• Пальчиковые игры;
• Книжки-раскраски;
• Шипованные (массажные) мячики;
• Разные виды конструктора.
Изготовила вместе с родителями разные виды театра: театр «топотушки», пальчиковый театр, театр на палочке.
Для развития мелкой моторики подготовила необходимые материалы: пластилин,
соленое тесто, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки.
Составила картотеку пальчиковых игр и упражнений,
художественных произведений для показа театра, комплексы самомассажа.
В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения ООД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.)
Рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.
Лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Утка с утятами», «Герои из мультфильмов»). Аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Осень наступила», «Три медведя», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.
Работа с родителями.
Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Для родителей я подготовила Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»; Открытая НОД на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития детского творчества»; Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»; Выставка детских рисунков «Золотая осень!»;
Заключение:
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигают хороших результатов в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что благотворно влияет на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
На будущее планирую разработать перспективный план по развитию речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста.