Елена Михайловна Захарова
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Публикация «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Одним из малоисследованных направлений в дошкольном возрасте можно считать использование театрализованной деятельности, в целях развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованной деятельности открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:
- выразительность языка, способствующая освоению ребёнком речи;
- традиционность и импровизационность;
- возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость родного языка, обогащая тем самым детскую речь.
Постановки сказок, стихов, рассказов как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью развития выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. В связи с этим тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованной деятельности в развитии выразительности речи и освоения речевой культуры. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешнее, если:
1) использовать специальные задания и упражнения, на развитие выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;
2) создать развивающую среду, способствующую речевому развитию старших дошкольников;
3)учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
Задачи:
1) изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме исследования;
2) провести опытно - практическую работу по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
3) Разработать перспективный план и систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста для развития выразительной речи в театрализованной деятельности.
В процессе театрализованной деятельности дошкольников у детей развивается выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. Использование театрализованной деятельности в целях развития выразительности речи ребенка дошкольного возраста становится возможным при выполнении следующих условий:
- Насыщение театрализованной деятельности дошкольников интересными и эмоционально-значимым для детей содержанием.
- Создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности дошкольников в театрализованной деятельности, направленных на развитие выразительности.
- Использование в театрализованной деятельности этюдов и упражнений по развитию выразительности дошкольников.
Формирование педагогических условий развития выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности проводилось в процессе реализации всех образовательных областей указанных в ФГОС:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, основа выразительности связана, прежде всего, с активностью порождающего и воспринимающего сознания, с внутренней устремленностью личности, занимающей выражением некоторую смысловую и ценностную позицию. Порождаются или воспринимаются не просто звуки, а значащие звуки. В этом смысле они и становятся выразительными.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, ее выразительность. При правильной организации театрализованной деятельности создавалась естественная речевая среда, что способствовало общему развитию языка, выразительности речи.
Театрализованная деятельность призвана стать средством развития выразительности речи. А жизнь старших дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрализованной деятельности.
В данной работе был проведен теоретический анализ педагогической литературы и практическая работа по проблеме развития выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы:
1. Обследование показало, что задача приобщения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи.
2. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Развивать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.
3. Результатом реализации практической работы также стало:
- положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
- повышение у детей интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
- обогащение игрового опыта детей;
- дети значительно увереннее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля.
- у детей повысилась самооценка, повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев.
- повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ; детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи : дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь, улучшился грамматический строй.
Следовательно, проделанная нами работа подтвердила, что поставленные задачи выполнены. Необходимо способствовать не только развитию речи, но и её выразительности, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы и видам театра.