Нина Александровна Трохова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года я составила перспективный план. Включила следующие задачи:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
• улучшение моторики, координации движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
• совершенствование речи и расширение словарного запаса посредством дидактических игр, в том числе пальчиковых игр;
• развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
• создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми;
• совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики;
• развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Работу проводила поэтапно:
на первом этапе – велась работа с детьми
на втором этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала: игры, упражнения.
1. Бондаренко Н. К. «Дидактические игры в детском саду»
2. Самомассаж по книге Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
3. Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду»
на третьем этапе – велась работа с родителями
Для родителей была изготовлены и выставлены папки-передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, такие как игра с песком «Найди что спрятано», «Игры на кухне», нанизывание бус, работа с мозайкой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш). (Владом К, Артемом Б, Евой П).
В течение года мною были изготовлены различные дидактические игры такие как :
1. Создание пособия «Тактильная книжка»
2. Игры с бытовыми приборами (сито, поднос, служащими для развития мелкой моторики рук детей.
3. Игры с бельевыми прищепками.
4. Дидактическая игра «Овощи, фрукты».
5. Сделаны счётные палочки для составления фигур (квадрат, треугольник).
6. Подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.
Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приё мы:
• пальчиковая гимнастика,
• физкультминутки,
• пальчиковые игры со стихами, скороговорками,
• пальчиковый театр,
• шнуровки,
• игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика).
Для развития мелкой моторики рук использовала занятия с пластилином.
Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Использовала способ развития пальцев руки – отщипывание. Применялся способ – сминание (бумаги, салфеток).
Кроме того весь год по желанию, индивидуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстегивали пуговицы, кнопки, крючки, накручивали ленты на полочки, тюрючки.
На протяжении всего учебного года дети совершенствовали выполнение действий с предметами.
В течение года учила ребят усидчивости, последовательности в выполнении задания. К концу года дети могут выполнять действия с предметами: помогать одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении, выкладывание узора из мозайки, палочек, выполнять совместно с воспитателем упражнения пальчиковых игр, действовать самостоятельно и совместно с воспитателем с пальчиковым театром, игры с бусами.
Хотелось бы продолжить работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.