Маркова Елена
План по самообразованию: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию по теме
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
Воспитатель: Маркова Е. В.
г. Каргат
2018-2019г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Публикация «План по самообразованию: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
3. Формировать целостную картину мира;
4. Расширять кругозор детей;
5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
наблюдения с детьми;
обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
показ способов действия;
игровые приемы;
совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов,освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику нетрадиционного рисования.
Литература:
1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
4. Т. А. Цквитария.
5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина 2010г.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. :ТЦ Сфера, 2007.-128с
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества : 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2018 – 2019 уч. год.
Старшая группа.
Сентябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Осенний ковер» Печать листьями Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.
2. «Веточка рябины» Рисование пальчиками, печать листьями. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Октябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
2 «Грибы на опушке Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.
Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.
2. «Что созрело в огороде» Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Ноябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Дымковская игрушка» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.
2. «Мое любимое дерево в разное время года» Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Декабрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Домашнее животное – собака» Различные Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.
2. «Сказочный лес» Рисование солью. Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Альбомная бумага, клей ПВА, соль.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Январь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Зимний лес» Рисование восковыми мелками, свечой. Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.
2. «Волшебный аквариум»» Печать по трафарету, пальцами, листьями. Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. Краски, листья, трафареты, бумага.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Февраль
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Сюрприз для папы» Печать по трафарету, рисование пальчиком Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.
2. «Разноцветные шары» Рисование мыльной пеной Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»
Работа с педагогами Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Работа с социумом
Март
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Букет незабудок для мамы» Рисование ватными палочками Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.
2. «Какого цвета весна» Кляксография Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом
Апрель
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Веселые матрешки»
Граттаж. Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.
2. «Море» Граттаж. Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма. Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»
Работа с педагогами
Работа с социумом
Май
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Цветочная поляна» Печатки из пластилина Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.
2. «Нарисуй, что хочешь» Рисование ватными палочками Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие. Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Работа с педагогами
Работа с социумом