СВЕТЛАНА СТАМИКОВА
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»
филиал «Быковский детский сад «Колосок»
План по самообразованию
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2016 г. – май 2018г
Старший воспитатель
второй категории.
Стамикова С. И.
2016 г
Оглавление:
1. Актуальность….2
2. Основная часть
2.1. Практический раздел…. 4
Публикация «План по самообразованию „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2.2. Методы и приемы…5
3. Заключение….10
4. Литература…. 11
5. Приложение…12
1. Актуальность.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель:
Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность
Задачи
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей
через игровую деятельность;
3. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей
через игровую деятельность.
Решению данных задач способствовали следующие методы :
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
2. Основная часть
2.1. Практический раздел
Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
2.2. Методы и приемы.
Обучение детей происходит через : 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребё нок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького, до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
· комплекс развивающих игр;
· путешествие;
· экспериментирование;
· подгрупповая работа;
· игра-путешествие;
· математический КВН;
· эксперимент;
· познавательные игры;
· математический ринг;
· индивидуальная работа.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
План работы
№ Этапы работы Мероприятие Сроки проведения
1 Теоретический Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете сентябрь 2016г.
2 Практический Разработка конспектов НОД с детьми октябрь 2016 г
3 Оформление в группе уголка «Веселых математиков» в течении всего времени.
4 Создание картотеки математических игр ноябре – декабре 2016 г
5 Подготовить презентацию для педагогов «Математические игры для дошкольников». октябрь 2017 г
6 Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» в течении всего времени.
7 Оформление папки передвижки (Лэпбук) «Математика для дошкольников» Февраль 2017
8. Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками» март 2017 г
9. Проведение математического КВН с родителями «Играем в математику» апрель 2018 г
10. Проведение открытого занятия. Тема: «Приключение на числовой поляне» май 2018 г
Выход темы:
• Проведение открытых занятий. Тема: Математический КВН с родителями «Играем в математику» (апрель 2018 г., Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2018 г.).
• Подготовить семинар-практикум «Математические игры для дошкольников».
• Оформление картотеки математических игр.
• Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
• Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»
• Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками»
• Отчет о проделанной работе за учебный год.
3. Заключение
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой
2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г И. А. Помораева.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играя, учимся математике». – М. :2005. Спиридонова Б. В.
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для
дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками
Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.
11. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005г. - 32 с.
12. Белошистая А. В. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С. 30-39
Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО,
2005 г. - 208 с.
13. «Ребёнок в детском саду» - сайт domovenok-as.ru,.Maam.ru.
ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
В 2016-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной
темой во всестороннем развитие детей, но в последние десятилетия возникли
тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с
дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и
содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию,
мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное,
происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают
материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе.
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая
форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя,
ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально
отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и
личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем
социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной
деятельности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного
материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовать
математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и
углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку,
несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована
занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель
использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление
уже имеющихся знаний.
Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на
учебный год, провела первичный мониторинг, который показал важность выбранной
мной темы.
В октябре я подбирала материал для математических игр, работала над оформлением
развивающей математической среды, ведь непременным условием развития
интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - пространственная
среда. Это, прежде всего, интересные развивающие игры, разнообразные игровые
материалы, а также игры, занимательный математический материал. головоломки,
математические конструкторы, подборка математических ребусов и кроссвордов,
графические задания, дидактические и настольные игры и многое другое. Игровые
пособия в уголке «Веселых математиков» пополнялись в течении всего учебного года.
В ноябре – декабре была разработана картотека занимательных игр по ФЭМП, которая
использовалась постоянно. В качестве наглядного материала на занятиях использовались
сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Изучила
новинки методической литературы.
Январь посвятили знакомству с математическими сказками, обсуждали и анализировали
их, учились придумывать математические истории самостоятельно. Использовали
игровые ситуации. Проводилась подгрупповая и индивидуальная работа по развитию
математических представлений с помощью занимательного материала (игры на
воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская головоломка», «Колумбово яйцо»)
В феврале продолжила подгрупповую и индивидуальную работу по развитию
математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь
картинку», «Найди отличия», «Найди пару» «Счётные палочки») В течении марта –
апреля использовали дидактические игры математического содержания в совместной
деятельности с детьми. Прошло математическое развлечение для детей «Путешествие в
страну математических загадок», занятие с использованием индивидуального счетного
материала, подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических
представлений с помощью палочек Кюизенера, настольно-печатных игр.
В ходе реализации плана по самообразованию проведена большая работа с родителями. –
Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно»,
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием
занимательного математического материала»,
Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
Индивидуальные беседы и консультации
Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для
дошкольников».
Было подготовлено и проведено занятие для педагогов «Приключение на числовой поляне» в котором использовала множество приёмов и игровых технологий, на этом занятии педагоги увидели, как можно использовать математические игры в ходе
образовательной деятельности, насколько они расширяют возможности детей проявить
свои математические способности В мае проведён итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения результатов проделанной работы.
По итогам, которых, можно сделать вывод о том, что использование игрового математического материала способствовало.
- Активизации умственной деятельности детей.
- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования,
сравнения, обобщения, классификации.
- Формированию основ творческого мышления.
- Развитию эмоционально-волевой сферы.
- Развитию коммуникативных навыков.
- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений
- Повышению интереса детей к математике.
_ Привлекли родителей к данной теме.
– Заинтересовали педагогов.
План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год реализован полностью.
Поставленная цель и задачи решены.