Получи документы

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

СВЕТЛАНА СТАМИКОВА
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»

филиал «Быковский детский сад «Колосок»

План по самообразованию

Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2016 г. – май 2018г

Старший воспитатель

второй категории.

Стамикова С. И.

2016 г

Оглавление:

1. Актуальность….2

2. Основная часть

2.1. Практический раздел…. 4

Публикация «План по самообразованию „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах

2.2. Методы и приемы…5

3. Заключение….10

4. Литература…. 11

5. Приложение…12

1. Актуальность.

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель:

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность

Задачи

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей

через игровую деятельность;

3. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей

через игровую деятельность.

Решению данных задач способствовали следующие методы :

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

2.2. Методы и приемы.

Обучение детей происходит через : 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребё нок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького, до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

· комплекс развивающих игр;

· путешествие;

· экспериментирование;

· подгрупповая работа;

· игра-путешествие;

· математический КВН;

· эксперимент;

· познавательные игры;

· математический ринг;

· индивидуальная работа.

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

План работы

№ Этапы работы Мероприятие Сроки проведения

1 Теоретический Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете сентябрь 2016г.

2 Практический Разработка конспектов НОД с детьми октябрь 2016 г

3 Оформление в группе уголка «Веселых математиков» в течении всего времени.

4 Создание картотеки математических игр ноябре – декабре 2016 г

5 Подготовить презентацию для педагогов «Математические игры для дошкольников». октябрь 2017 г

6 Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» в течении всего времени.

7 Оформление папки передвижки (Лэпбук) «Математика для дошкольников» Февраль 2017

8. Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками» март 2017 г

9. Проведение математического КВН с родителями «Играем в математику» апрель 2018 г

10. Проведение открытого занятия. Тема: «Приключение на числовой поляне» май 2018 г

Выход темы:

• Проведение открытых занятий. Тема: Математический КВН с родителями «Играем в математику» (апрель 2018 г., Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2018 г.).

• Подготовить семинар-практикум «Математические игры для дошкольников».

• Оформление картотеки математических игр.

• Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

• Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

• Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками»

• Отчет о проделанной работе за учебный год.

3. Заключение

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой

2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г И. А. Помораева.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играя, учимся математике». – М. :2005. Спиридонова Б. В.

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для

дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками

Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

11. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005г. - 32 с.

12. Белошистая А. В. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С. 30-39

Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО,

2005 г. - 208 с.

13. «Ребёнок в детском саду» - сайт domovenok-as.ru,.Maam.ru.

ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

В 2016-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной

темой во всестороннем развитие детей, но в последние десятилетия возникли

тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с

дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и

содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию,

мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное,

происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных

проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают

материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше

подготовлены к школе.

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая

форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя,

ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально

отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и

личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем

социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной

деятельности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного

материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего

развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовать

математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и

углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку,

несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована

занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель

использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление

уже имеющихся знаний.

Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на

учебный год, провела первичный мониторинг, который показал важность выбранной

мной темы.

В октябре я подбирала материал для математических игр, работала над оформлением

развивающей математической среды, ведь непременным условием развития

интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - пространственная

среда. Это, прежде всего, интересные развивающие игры, разнообразные игровые

материалы, а также игры, занимательный математический материал. головоломки,

математические конструкторы, подборка математических ребусов и кроссвордов,

графические задания, дидактические и настольные игры и многое другое. Игровые

пособия в уголке «Веселых математиков» пополнялись в течении всего учебного года.

В ноябре – декабре была разработана картотека занимательных игр по ФЭМП, которая

использовалась постоянно. В качестве наглядного материала на занятиях использовались

сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Изучила

новинки методической литературы.

Январь посвятили знакомству с математическими сказками, обсуждали и анализировали

их, учились придумывать математические истории самостоятельно. Использовали

игровые ситуации. Проводилась подгрупповая и индивидуальная работа по развитию

математических представлений с помощью занимательного материала (игры на

воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская головоломка», «Колумбово яйцо»)

В феврале продолжила подгрупповую и индивидуальную работу по развитию

математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь

картинку», «Найди отличия», «Найди пару» «Счётные палочки») В течении марта –

апреля использовали дидактические игры математического содержания в совместной

деятельности с детьми. Прошло математическое развлечение для детей «Путешествие в

страну математических загадок», занятие с использованием индивидуального счетного

материала, подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических

представлений с помощью палочек Кюизенера, настольно-печатных игр.

В ходе реализации плана по самообразованию проведена большая работа с родителями. –

Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно»,

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием

занимательного математического материала»,

Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Индивидуальные беседы и консультации

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для

дошкольников».

Было подготовлено и проведено занятие для педагогов «Приключение на числовой поляне» в котором использовала множество приёмов и игровых технологий, на этом занятии педагоги увидели, как можно использовать математические игры в ходе

образовательной деятельности, насколько они расширяют возможности детей проявить

свои математические способности В мае проведён итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения результатов проделанной работы.

По итогам, которых, можно сделать вывод о том, что использование игрового математического материала способствовало.

- Активизации умственной деятельности детей.

- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования,

сравнения, обобщения, классификации.

- Формированию основ творческого мышления.

- Развитию эмоционально-волевой сферы.

- Развитию коммуникативных навыков.

- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений

- Повышению интереса детей к математике.

_ Привлекли родителей к данной теме.

– Заинтересовали педагогов.

План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год реализован полностью.

Поставленная цель и задачи решены.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Индивидуальный план по теме «Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста через игровую деятельность» Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста через игровую деятельность.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Опыт работы Набиулловой Румии Аминовны.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Важное место в обучении детей младшего дошкольного возраста отводится формированию элементарных математических представлений. В детском.

Обобщение опыта «Развитие математических способностей детей 3–4 лет через игровую деятельность» Игры: Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Выделение части группы.

План по самообразованию: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План по самообразованию Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Воспитателя старшей группы Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях.

План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность: Огромную роль в умственном.

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» воспитателя Комиссиной Оксаны Владимировны на 2018–2019 г. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС  Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 20:18
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА СТАМИКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД