Татьяна Аверцева
Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей
и дарований детей -
на кончиках их пальцев…»
(В. А. Сухомлинский)
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику;
2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
3. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома.
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:
• подгрупповая и индивидуальная деятельность;
• дидактические игры;
• театрализация;
• выставки рисунков и поделок.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, добиваясь свободного движения руки во время рисования. «Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисование ладошкой, пальцами, и т. д., дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развивает воображение и фантазию.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, и т. д., я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей :
• укреплению моторики рук;
• обогащению сенсорного впечатления;
• обогащению словаря;
• развитию мыслительной деятельности;
• развитию аккуратности и усидчивости.
А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.
Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Для ежедневного развития моторики в игре, имеются такие предметы, как:
• бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
• клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Оборудованные мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle», «Выложи узор» (из камешков, и многое другое, ежегодно пополняются, цели, и задачи игр усложняются.
Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центре изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т. д.).
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:
• объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;
• расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
• обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.
Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.
Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
1. Заметна динамика развития мелкой моторики у детей.
2. Дети творчески применяют изученные нетрадиционные техники в самостоятельной художественной деятельности.
3. Дети адекватно оценивают результат своей деятельности.
4. Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.
5. Мои воспитанники – постоянные участники творческих конкурсов.