Наталья Анатольевна Вакулевич
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В течение последних лет я работаю над темой «Развитие мелкой моторики у дошкольников». На мой взгляд, эта тема актуальна и современна, так как известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В последнее время наблюдается стремительный рост речевой патологии дошкольников. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости детей, породить неуверенность в своих силах. Вот почему возрастает роль развития моторики.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы).
Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении, помогли развитию мелкой моторики моих ребят, координации движений пальцев рук, развитию мыслительных процессов и в конечном счете преодолению нарушений речи.
Какие же формы и методы работы с детьми я использую?
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяю самомассаж пальцев. Между ладошками можно покатать орехи, каштаны, карандаши, используя, например, стихотворение: «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех».
Для игры можно использовать разорванные мамины бусы, которые нанизываются на леску или нить, а можно использовать природный материал - ягоды рябины.
Увлекательны игры с прищепками, их можно сортировать и прикреплять на предметы, соответствующего цвета. Также можно превратить бельевую прищепку в «озорного крокодильчика» и ребёнок самостоятельно сможет поочерёдно «покусывать» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Кто не мечтает из детей впервые пришить пуговицу, а если, к примеру, и не одну. Но страх перед иглой останавливает. Я предлагаю альтернативу - собрать на проволоку все имеющиеся в доме пуговицы, вот удивится мама.
Вязание – женское хобби, но мальчишкам так хочется дотронуться до бабушкиных ниток, я предлагаю игру «Паучки» и несколько минут можно посидеть в тишине.
Отправляемся с детьми к героям "Спичечного королевства". Эта игра знакомит детей с геометрическими фигурами и помогает в развитии творческого мышления. Называем геометрическую фигуру, а дети на основе ее выкладывают образы.
Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Отмечаем победителей (смайликом).
Не менее интересны игры с сыпучими материалами. Можно взять яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпать по нему любую крупу, цветной песок. Предлагаем ребенку самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны). После дети играют самостоятельно и продумывают сюжет рисунка.
Поштучно перекладываем по баночкам различные крупы, фасоль, семена. Так мы развиваем речь, запоминаем новые названия, учимся сортировать по размеру.
Мы с любопытством погружаем руки в крупу и делаем важное открытие, что разные крупы неодинаковы на ощупь. Очень интересно найти «на дне» маленькие сокровища- мелкие игрушки.
В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму.
Куб - сортёр – замечательная игрушка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну, чем не увлекательное занятие!
Мальчики – папины помощники, предлагаем ребенку разборные крепежные материалы.
Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Ладушки», «Коза- рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.
Захватывающими и притягательными для детей оказались игры -лабиринты. Дети подолгу, с удовольствием передвигают заблудившиеся фигурки, погружаясь в мир неизведанного.
Пальчиковый и кукольный театр – это игры, где гиперактивные дети выплескивают свою энергию, а застенчивые находят близкого по духу героя сказки. Все это вместе переносит нас в мир детства.