Галина Родченко
Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством техник рукоделия
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с дошкольниками основным показателем работы считается успешное обучение детей в школе. Одним из показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является уровень развития мелкой моторики, зрительного восприятия, зрительно-двигательного контроля за движением руки. Одна из необходимых задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма "ручной умелости" ребенка.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством техник рукоделия» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При наблюдении за детьми в образовательной деятельности выявилась недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая или наоборот напряженная рука, несконцентрированность движений. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависит от способа, которым мы будем пользоваться. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие : вышивка, шитье, вязание. Работая с детьми, я заметила, что, они с раннего возраста созерцают и чувствуют всю прелесть различных рукодельных работ : вышитые передник, шапочка, красивый коврик у кровати, платье, полотенце, сумочка. Обсуждения с коллегами, изучение новинок методической литературы, подготовка и проведение круглых столов, мастер-классов привели к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу. Я заинтересовалась возможностью применения различных видов рукоделия в работе с дошкольниками для развития мелкой моторики. Здесь можно сочетать различные материалы и инструменты. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Опираясь на важность и необходимость развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и проблему способа решения данного вопроса, мы обратились к использованию современных и традиционных техник рукоделия.
Для педагога детского сада применение тканей и ниток в совместной деятельности с детьми имеет следующие преимущества по сравнению с применением других материалов:
доступность (огромный выбор и сравнительно низкая цена).
безопасность (не представляют опасности даже для самых маленьких)
пластичность (позволяет создавать любые формы, изделия)
интенсивное развитие моторики по сравнению с другими материалами и как следствие, активизация речи
дидактичность (большой ассортимент цветов, видов, фактур)
предоставляют неограниченный простор для воображения
создают в процессе работы чувство комфорта, уюта, психологической безопасности.
создают условия для развития коммуникабельности, так как работа обычно ведётся за общим столом и сопровождается общением.
материалы просты в использовании, и достаточно быстро дети начинают изготавливать поделки самостоятельно.
В работе с дошкольниками использовались следующие классические формы организации деятельности детей :
• непосредственно образовательная деятельность;
• индивидуальная работа (индивидуальная работа проводилась с детьми, слабо усвоившими материал и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности).
• самостоятельная художественная деятельность детей (дидактические игры, рассматривание альбомов, самостоятельное экспериментирование);
• взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, собрания, участие в совместных выставках и т. д.).
• досуги и развлечения художественно- творческой направленности.
Осуществляя взаимосвязь обучения и творчества, применяем интеграцию различных областей.
На пятом году жизни – средний дошкольный возраст, деятельность с тканями и нитками постоянно приобретает самостоятельный характер, при этом развивает воображение, пробуждает склонность ребёнка к ручному труду, воспитывается целеустремлённость, усидчивость и терпение.
Подготавливаем столик для такой деятельности, где будут в открытом доступе–ткани, нитки, клубки для психологической разгрузки-яркие, привлекательные книги по теме:
- образцы детских и совместных работ
- образцы народного творчества и т. д.
Итогом работы в этой возрастной группе является сформированное активное, творческое отношение детей к данным материалам и наработанные детьми навыки. Именно в этом возрасте дети сделали совместно с воспитателем маме в подарок на 8 марта игольницу в форме цветка, а также был создан совместно с воспитателем «каталог тканей и других материалов».
Полезно вместе с детьми организовать выставку народных ремёсел, включив сюда и лучшие детские работы. В процессе всех этих мероприятий у детей 5-го года жизни получаются по-настоящему красивые, эстетичные работы, что они способны оценить. Это очень повышает самооценку ребёнка и побуждает его совершенствовать свои навыки.
С детьми старшего дошкольного возраста продолжили обучаться навыкам рукоделия.
В организации развивающей среды для этой возрастной группы были сделаны следующие усовершенствования: для более эффективного использования материала и инструмента, а также свободного времени детей в группе была подготовлена зона с набором материалов ткани, бисера, ниток (в коробках и на подносах) и инструментов (ножниц, крючков, игольниц).
Зона ручного труда также включала в себя постоянно обновляющуюся выставку детских работ, организованную и устроенную самими детьми. Там же располагалась специальная библиотека (художественные альбомы, руководство по рукоделию, фото -альбомы, каталоги и др.) которой дети пользовались самостоятельно.
Работу с тканями в старшей группе начали со знакомства детей с различными видами тканей: ситцем, шерстью, шелком и текстурой ткани. Определяли на ощупь, по внешнему виду, для какого изделия оно предназначено. Для наглядности была изготовлена игра «Подбери ткань», «Одень куклу». Работа велась в свободное время и на занятиях. На занятиях по аппликации и рисованию придумывали узор для платья.
В своей работе использовали техники :
аппликации из ткани;
лоскутная техника;
плетение из нитей и лент;
изонить;
шитьё.
В результате появились прекрасные работы, которые радовали не только детей, но и родителей.
В старшем – подготовительном к школе возрасте активно начинают проявляться индивидуальные склонности. Поэтому фактически в этом возрасте деятельность с тканями и нитками организовывается по индивидуальной программе и в ещё большей степени – по сравнению со средней группой – из совместной превращается в самостоятельную.
Детям 6-го и 7-го года жизни предлагаются следующие варианты заданий:
а)конструирование и шитьё из ткани
- одежда для кукол
- атрибутика для ряжения
- атрибутика для сюжетно-ролевых игр
- театральная атрибутика
- игрушки
- сувениры, подарки
- предметы по образцам народных промыслов
б) конструирование из ниток
- вязание крючком
- вязание на спицах
- макраме, другие виды плетения
- изготовление шнуров, помпонов, кистей
- изготовление кукол по русским народным образцам
в) вышивание
- мережки
- вышивка крестом
- вышивка прямым швом
г) поделки из бисера
- конструирование украшений с использованием проволоки (бусы, браслеты, ожерелья, броши)
- вышивка бисером
- сувениры
д) поделки из комбинированного материала (возможно с дополнением природных и подсобных материалов)
Таким образом, в подготовительной к школе группе овладели различными видами швов. Научились вышивать на ткани, подбирать цветовую гамму, освоили умение пришивать пуговицы, научились работать с трафаретами и шить мягкую игрушку. Сформировалось умение владеть иглой и ниткой.
Отдельно следует отметить высокую степень интеграции деятельности во все другие области познания детей старшего возраста (познание, безопасность, труд, физическое развитие, коммуникация и т. д.).
Например в области коммуникации предлагаются следующие темы:
«Как рубашка в поле выросла»
«Тайны шелкопряда»
«Как ткани используются в медицине (транспорте, спорте и т. д.).
Для формирования устойчивого интереса к грамоте был изготовлен набор «Буквы из ткани» (куклы-буквы, который позволил организовать речевую деятельность в форме игры:
«День рождения буквы»
«Угощения на букву…» и т. д.
Сотрудничество с семьёй.
В тесном сотрудничестве с родителями можно добиться максимальной эффективности в реализации любой задачи. Поэтому, наряду с традиционными занятиями с детьми я предусмотрела и комплекс совместных мероприятий с детьми и родителями (Приложение 4). Совместные занятия проводятся 1 раз в месяц, и имеют следующую структуру:
• 1 часть (родители без детей) получают теоретическую информацию по теме
• 2 часть (к родителям присоединяются дети) практические действия родителей и детей.
Ручной труд играет особую роль. По работам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т. д. Занятия по ручному труду способствуют формированию многих навыков, а главное учат радоваться результатам своего труда и доставлять радость другим людям, вносить в жизнь окружающих красоту, теплоту человеческих отношений. Кроме того ручной труд по желанию и собственному замыслу в свободное время решало кроме вышеперечисленных задач ещё и проблему психологической разгрузки, отдыха – в процессе этого педагог и дети общались, смеялись, советовались – что заметно повышало уровень комфортности каждого ребёнка в коллективе и в детском саду в целом.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует
- получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
- закреплению положительных эмоций;
- возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
Итогом своей работы с группой детей с использованием тканей, ниток, бисера и подсобного материала, считаем качественно высокий уровень их подготовки к школе, а именно: сформированную любознательность, развитую познавательную способность, активную социальную позицию, психологическую устойчивость, коммуникабельность, организаторские навыки, эстетическое восприятие мира, трудолюбие, аккуратность, отличную моторику, усидчивость, целеустремлённость и самостоятельность. А также повысился уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Следовательно, есть все основания рассматривать техники рукоделия, как важный элемент гармоничного развития ребенка, и в детском саду он является обязательным.