Надежда Дульберг
Развитие творческих способностей у детей посредством знакомства с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания воспитателей о развитии творческих способностей
детей через знакомство с русским прикладным искусством.
План:
Теоретическая часть
Развитие творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством.
Создание условий в работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством.
Методы и приемы ознакомления детей с декоративно - прикладным творчеством.
Практическая часть
Публикация «Развитие творческих способностей у детей посредством знакомства с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Решение педагогических ситуаций.
Создание коллажа.
«Творчество является уделом всех,
. оно является нормальным ипостоянным
спутником детского развития»
В. В. Давыдов
Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует откаждого человека проявления гибкости, не шаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, то есть реализации творческого потенциаласвоей личности. У каждого человека внутри заложен творческий потенциал. Творчество отражает внутренний мир людей, их стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаетсвою индивидуальность.
Одним из действенных средств развития творческих способностей детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством
- ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;
- создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка наоснове народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, мини-музей русских головных уборов, предметы декоративно-прикладного искусства и др., позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;
- привлечение в работу родителей;
В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации НОД:
- теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы обисторическом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве).
- практическая деятельность (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т. п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.).
- интегрированные НОД.
- экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т. д. ; в музей детского сада для приобщения детей к прошлому русского народа, привития чувства гордости за свой народ и т. д.);
- игровая деятельность (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т. п., праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах.
- коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы и детского сада.
Основное внимание уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладывается в семье.
Эта работа предусматривает следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- консультации для родителей;
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности родителей по приобщению детей к данной работе, выяснения необходимости проводимой работы;
- презентации выставок творческих работ детей;
- совместные с родителями мероприятия
В работе по ознакомлению с русским прикладным искусством используются следующие методы и приемы работы:
1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.
2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.
3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию)
4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.
5. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.
Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через всевозрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.
Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке).
Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания, в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.
В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).
Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т. д.)
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.
На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке.
Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки. Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки, выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.
Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.
В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.
Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разнойформы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму. Украшать объемные формы: лепные изделия, работы из картона. Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.
Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева исправа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетаниярозового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка,знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.
При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников. Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в каждой НОД имеет место игровая мотивация.
В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи, когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.
Наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи. Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.
Практическая часть
Решение педагогических ситуаций.
1. «Раздумье» (На листе изображена одна линия)
- Кто нарисует весенний ветер, используя элементы народных росписей?
- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.
Вопросы и задания:
1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.
2. «Фантазия»
Педагог организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.
- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа.
- А где эти картины?
- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.
Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, участники выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
Вопросы и задания:
1. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.
2. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?
Создание коллажа.
3.«Умелец»
На лист бумаги приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 минут, чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.