МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова

Татьяна Шиндяпина
Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие творческих способностей детей через художественное слово»

Подготовила : Шиндяпина Т. Н.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова» размещена в разделах

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен, богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям улавливать их различия. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, то и дело слышатся в потешках. «Чики – чики, кички, березовые лычки!», «Скок – поскок, сколочу мосток». Научившись различать звуковые сочетания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову. Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие.

Потешки можно обыграть разными способами : сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Загадки - форма словесного народного творчества.

Умение отгадывать загадки требует внимательного наблюдения

предметов и явлений, чётких представлений, понятий обо всём том, что

непосредственно окружает человека в быту.

Отгадать

загадку, значит ответить на вопрос, то есть совершить сложные

мыслительные операции.

Этапы обучения отгадыванию загадок:

1 этап– обучение выделению признаков свойств и предметов и явлений;

2 этап– ознакомление с видами загадок;

3 этап– обучение приёмам отгадывания загадок.

На первом этапе необходимо научить выделять признаки и определять

свойства предметов. С этой целью можно использовать игру «Да - нет».

Ценность игры заключается в том, что она развивает умение задавать

вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения. Суть игры

сводится к отгадыванию предмета, который находится в волшебной

шкатулке. Вводится правило: вопросы ведущему задаются так, чтобы он

отвечал на них только «да» или «нет»

Вопросы помогают

узнать цвет, форму, величину, вес,

вкус, запах, материал, температуру, поверхность и другие свойства

В процессе игры идёт непроизвольное обучение работе в коллективе,

развивается умение слушать друг друга, что создаёт благоприятную,

шутливую атмосферу. Самое ценное в этой игре то, что она формирует

умение задавать вопросы.

На втором этапе необходимо познакомить с видами загадок и научить их

классифицировать. Существуют следующие виды загадок:

- метафорическая (предмет, явление скрыты за образным описанием,

сравнением). Например: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»;

- построенная на противоречии с использованием союзов «а», «но», «да».

Например: бел, да не снег, сладок да не мёд;

- построенная на принципе неполного описания признаков предмета.

Например: под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Необходимо подобрать по нескольку загадок на каждый вид.

На третьем этапе необходимо в процессе отгадывания загадки научить

детей рассуждать, то есть выделять признаки предмета или явления в форме

доказательства

Например,

Загадка: Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Пример рассуждения:

- во-первых, не куст, но с листочками. У чего могут быть листочки?

(перечислить). Предположить: может быть, это книга?

- во вторых, не рубашка, но сшита. Какие листочки могут быть сшиты?

(перечислить). Предположить: наверное, это книга;

- в-третьих, не человек, но рассказывает. Какие листочки могут рассказывать

(давать знания?

Умозаключение (вывод) : это, точно, книга

Таким образом, дети с легкостью учатся отгадывать загадки.

- Художественные произведения (проза, поэзия) дают пищу воображению, дают возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл. Необходимо объяснить детям, что автор, чтобы описать живо, красиво и интересно, специально подбирает слова, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками.

- Слушание и запоминание стихов способствует воспитанию чувства ритма, что очень важно для развития литературных способностей.

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи.

Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т. е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него. В обоих, важным является следующее: попросите ребенка во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Пусть ребенок попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить в последовательности образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность запоминания.

На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок — зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих—иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.

Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию :

• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

• договаривание детьми слов, которые рифмуются;

• чтение стихов-диалогов по ролям;

• драматизация.

• образец выразительного чтения взрослого (как основной прием);

• подсказывание нужной интонации;

• напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;

• анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая)

Другие методы заучивания стихов:

Визуальный

Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память

Двигательный

Предлагаете ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе.

Потом он один повторит, а за ним снова вы.

Логический

Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Можно использовать следующие приёмы, которые помогают научить детей сочинять собственные стихи:

- вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;

«Мы не ляжем рано спать

Дочку надобно (купать)

Тёплую водичку

Льём на нашу….»(птичку)

- подобрать рифму к словам (например, пень-день, мороз-нос)

- сочинить загадку

- вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (дождь, осень, праздник, игрушка) Например, «дождь холодный льёт и льёт, погулять нам не даёт….)

- по прочитанному отрывку стихотворения отгадать автора и название

Также можно использовать в работе дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей детей.

Игра «Продолжалки».

Воспитатель читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму.

-Что такое тишина? (воспитатель)

- Где сейчас живёт она? (дети).

Игра «Доскажи две строчки» Воспитатель придумывает первые две строчки, а дети две последние. Например:

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку» (сочинили дети)

Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова» Воспитатель называет ребёнку по 2 слова, а ребёнок должен придумать с ними стихотворение.

(мороз – нос, настала – стало) Пример детского стиха:

«Наконец зима настала,

Холоднее стало.

Щиплет Дедушка Мороз,

Красный стал у Васи нос».

Игра «Угадай-ка»

Воспитатель называет по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова рифмуются.

Игра «Что лишнее?»

Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими ( например: пень, лень, день, лес)

Игра «Поймай рифму»

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, и называете слово, а ребёнок, у которого мяч должен вернуть мячик и ответить рифмой: часы-весы, кошка – ложка.

Дети в процессе творческой деятельности получают возможность выразить свою индивидуальность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения.

Излюбленный жанр детей – сказка. Именно она вызывает у ребенка интерес к описаниям чудес, необычайным событиям, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Анализ морали сказки формирует у детей устойчивые нормы поведения

В педагогике одним из способов развития творческого воображения, является сочинение сказки вместе с ребенком. Взрослый начинает придумывать сказку, ребенок продолжает, вместе начинают развивать сюжет, и подталкивать ребенка к активному поиску решения. Очень важно - не ограничивать ребенка рамками, а стимулировать его фантазию. С чего все начинается, первым делом необходимо придумать главного героя сказки, кто это будет, какой он по характеру, как выглядит, что любит и возможно, чего боится. Следующим этапом будет, придумать ему испытания и сложности. Третий этап - помощники, кто будет помогать главному герою, кого он встретит на своем пути. Четвертый этап - награда. А дальше, взрослый помогает ребенку раскручивать сюжет, направляет его. Важно при таком совместном творчестве поддерживать идеи, предложенные ребенком.

Есть еще способ сочинения сказок с детьми. Совместно с ребенком выбираем книгу (с прозой). Далее задаем вопросы ребенку, на основе которых и будет построен сюжет, а дети произвольно открывают книгу на любой странице и указывают пальцем на любую строчку в тексте. Получается очень необычный сюжет. Взрослый помогает ребенку соединить все объекты и действия в сказочный сюжет. Можно нарисовать придуманную историю.

Интересным способом работы со сказкой является составление «Коллажа из сказок»

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Как буду развиваться события дальше? Или в сказку про Красную шапочку отправить трех поросят, что будет дальше? И т. д.

Еще один пример работы со сказкой: Сказка «Морозко».

Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков можно выяснить, как дети оценивают поступки героев «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко».

Можно дать задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Например, : «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».

Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.

Предложить детям творческие задания, развивающие мышление и воображение: К сказке «Курочка

Ряба» : «Придумать продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным.»

К сказке «Три медведя» :

«Придумать сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Для развития речи, воображения, фантазии можно использовать метод придумывания новых названий для известных сказок.

Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, можно использовать «Волшебную палочку».

Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

«Волшебная палочка» позволяет использовать творческий приём «оживление неживого»

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, нужно помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строить вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитаному.

При этом не применять никакого давления и оценки. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться. Так, не дочитав сказку до конца, предложить другую развязку :«Галчёнок-хромоножка, Барахтался в пыли, За ним гонялась кошка, А мы домой ушли». Спросить: «Правильно поступили ребята, которые ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?» Иногда прочитав сказку, дать несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как дети часто просто запоминают правила поведения.

А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы.

Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети могут изменить конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

Следующий метод, который можно использовать для развития творческого воображения «Постановка проблемного вопроса поискового характера» : «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку». «Ты с этим согласен?»В результате дети будут с удовольствием участвовать в беседе, придумывать нестандартные решения,будут учиться смотреть на проблему с нескольких сторон.

Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю».

Важно, не останавливать детскую фантазию, а направлять ее. В первое время ребенку может понадобиться ваша помощь, а через некоторое время он уже будет самостоятельно фантазировать.

Таким образом, данная работа помогает в становлении всесторонне развитой творческой личности ребенка.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 1СЛАЙД: ТИТ. ЛИСТ 2 СЛАЙД: высказывание В. А. Сухомлинского 3СЛАЙД: ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ: *Изучить процесс развития творческих.

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра Актуальность темы Театр кукол – наиболее распространенная форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Истоки творческих способностей и дарований ребёнка на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Презентация «Развитие творческих способностей детей посредством ознакомления с декоративными росписями»Презентация «Развитие творческих способностей детей посредством ознакомления с декоративными росписями» Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей, дошкольного возраста, через ознакомление с декоративными росписями.  .

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей посредством конструирования в ДОУ Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии.

Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности Продуктивная деятельность в детском саду является важной частью воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов» Родительское собрание по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов» 2 младшая группа.

Воспитание детей посредством художественного слова Тема: «Воспитание детей через художественное слово» Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 13:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шиндяпина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД