Тимошенко Анна
Развитие творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность в детском саду является важной частью воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего развития дошкольников.
В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация.
В отличие от сюжетной игры, в которой дети также создают собственные модели окружающего, у продуктивных видов деятельности есть одна характерная особенность – предметно оформленный результат.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Развивающее значение продуктивных видов деятельности заключается в том, что они открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата.
Целью формирования у ребенка продуктивной деятельности, как культурной практики, является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.
Таким образом, под продуктивными видами деятельности мы будем рассматривать детскую активность, направленную на превращение исходного материала в конкретный продукт.
Содержание для продуктивной деятельности мы задаем через четыре вида работы:
• Работа по образцам;
• Работа с незавершенными продуктами;
• Работа по графическим схемам;
• Работа по словесному описанию цели-условия.
Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать все типы работы, постепенно продвигаясь по обозначенным линиям от более простых к более сложным.
Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это вполне традиционные: цветная и белая бумага, картон, природный материал – выступающий в функции объемных модулей, кусочки ткани, кисти, карандаши и пластичные материалы (глина, тесто, пластилин). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.
Особое внимание педагогу надо обращать на создание условий для продуктивной деятельности для каждого ребенка
Во время рисования красками у каждого ребенка должны быть:
• Заготовка листа бумаги;
• Баночки с водой;
• Кисти;
• Краска гуашь (для подготовительной группы возможна Акварель);
• Тканевая салфетка
• Демонстрационный материал при необходимости.
Во время рисования цветными карандашами у каждого ребенка должны быть:
• Заточенные заранее карандаши или восковые мелки
• Лист бумаги
• Кисочек бумаги или спонж для растушевки рисунка (подготовительная группа).
Во время лепки у каждого ребенка должны быть:
• Досточка;
• Стека;
• Пластичный материал (глина, тесто);
• Салфетка для рук;
• Демонстрационный материал при необходимости.
Во время аппликации у каждого ребенка должны быть:
• Баночка;
• Кисть;
• Клей ПВА (для старшего возраста возможно использование клея карандаша);
• Картон;
• Индивидуальная клеёнка;
• Цветная бумага (для младшего возраста раздаточный материал);
• Ножницы (для среднего и старшего возраста);
• Тканевая салфетка.
Конечно, чтоб вовлечь ребенка в нескучных учебный процесс, мы вносим в нашу работу культурно-смысловой контекст.
В качестве таких контекстов можно предложить воспитанникам следующие варианты:
• Изготовление для игры;
• Создание собственной художественной галереи;
• Создание макетов
• Изготовление сувениров;
• Создание книг;
• Изготовление предметов для собственного театра.
Каждый из представленных контекстов наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов представленного занятия.
Особенности организации совместной продуктивной деятельности подразумевают под собой коллективную работу. Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым ( по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:
• Организацию общего рабочего пространства;
• Возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам;
• Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) — его можно устроить, сдвинув обычные столыпарты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом, должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.
Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какойто инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).
Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурносмысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты, прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.
Особенности организации самостоятельной деятельности.
Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.
Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе со взрослым. Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.
Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизации целей (акцентированию для ребенка момента результативности).
Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двоетрое детей, стеллаж). Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.
Практика показала, что к этим материалам и образцам в своей свободной деятельности чаще всего обращаются три категории детей :
• Не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;
• Выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать;
• Энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.
Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана.