Юлия Белоусова
«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности (из опыта работы)»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №5
Тема выступления на районном семинаре
«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности
(из опыта работы)»
Подготовила:
Воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с №5
Волобуева Лариса Юрьевна
г. Лиски
2016 г.
Публикация «„Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности (из опыта работы)“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем». Л. С. Выготский
Воображение является высшей психической функцией, отражающей действительность. Основой воображения является творческая деятельность, в которой творчество (как развитие) есть необходимое условие человеческого существования. Воображение и творчество – не разрушение целостности объекта, а наоборот достраивание в согласии с особенностями объекта и воплощение в конкретные оригинальные продукты деятельности без опоры на образец.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка.
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель.
Цель – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Таким образом, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
4. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Детское экспериментирование – как средство творческого развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребёнка к природе.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по познанию окружающего мира младшими дошкольниками через экспериментирование. И я считаю, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Данная проблема позволила определить тему проекта – «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Дети — это пытливые исследователи мира. На опытах мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой : меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Провожу консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач.
Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.
Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки.
Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.