Лучший педагог года

Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства

Маргарита Разинькова
Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства
▼ Скачать +Заказ

Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства

(консультация для воспитателей)

Разинькова М. И.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Публикация «Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства» размещена в разделах

В развитии творческих способностей хорошо помогает кукольный театр. Он и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Для того чтобы превратить занятия в увлека- тельный творческий процесс, надо стремиться сочетать эстетическое воспи- тание с развитием навыков работы с куклой.

Прежде чем ставить спектакль, объясните детям, что актер совре- менного кукольного театра должен многое знать и уметь. Он не только управлять куклами, но и действует на сцене как живой актер в драматическом театре, поет, танцует. Поэтому надо многому научиться, чтобы стать настоящим «актером» театра кукол.

Часто дети задают вопрос, чем отличается театральная кукла от обычной куклы - игрушки. Беседу нужно построить так, чтобы дети сами смогли ответить на заданный вопрос. Они приходят к выводу, что театральными куклами могут быть не только специально изготовленные куклы, приспособленные для работы в спектаклях, но и любые предметы, сочетание предмета и рук человека, маска в сочетании с живыми руками, просто руки.

Дети на практических занятиях знакомятся с куклами различных систем. Их необходимо научит различным способам кукло-вождения перчаточных, тростевых, больших напольных кукол- марионеток. Постепенно по-

нимают, что без знания основ искусства театра невозможно поставить хороший спектакль. У детей появляется интерес к этому виду искусства, развивается чувство ответственности за общее дело.

На первом этапе этой работы необходимо выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников. Приступать к постановке кукольного спектакля, когда дети накопят определенные знания, приобретут актерские навыки.

Первое знакомство с театральной куклой хорошо проводить в двухлетнем возрасте. Малышам надо показывать кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов. Встреча с театральной куклой создает радостную атмосферу, вызывает у детей интерес к происходящему на сцене.

Со второй младшей группы обучать простейшим приемам куклово- ждения настольных кукол. Для этого использовать игрушки - резиновые, мягкие, дымковские, конусные. Дать малышам поиграть с куклой, подержать ее в руке,

хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить какой у нее характер, голос, походка. Предложить придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребенок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Можно помочь только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеянное.

Как бы примитивны ни были истории сочиненные малышами надо радоваться вместе с ними, стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараться создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе

детей и взрослых. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Следующий этап 1 работа над этюдами, которую необходимо проводить в каждой возрастной группе, особенно в период постановки спек-

такля. Этюды | это своеобразная школа, где дети постигают основы ак- терского мастерства. Хорошие этюды на развитие внимания, веры, наивности, фантазии, атмосферы, аффективных чувств изложены в книге Михаила Чехова «Литературное наследие», а также этюды М. Чистяковой на развитие памяти, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера, предложенные ею в книге «Психогимнастика».

Вот несколько этюдов М, Чехова, которые хорошо использовать с детьми второй младшей группы :

Этюды на внимание.

1. Предложить детям рассмотреть фишки в коробочке, затем выбрать те, которые

просит взрослый (3-4 фишки разных цветов).

2. Ребенок рассматривает картину, затем, когда ее убрали, рассказыва- ет, что на ней

было нарисовано.

Этюды на веру, наивность, фантазию.

1. Предложить детям ходить по полу, как по луже, по грязи, по горячему,

раскаленному песку.

2. Играть с детьми в различные игры : в лошадки, в машину, в пожарных.

Этюды на выразительность жеста М. Чистяковой.

«Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит ко- тенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу : «Тише!».

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.

«Иди ко мне». Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуть навстречу малышу.

«До свидания». От пристани отходит огромный белый теплоход. Про- вожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи I».

Этюды на выражение основных эмоций.

«Лисичка подслушивает». Лисичка Стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в одну сторону (слушает, подставляя ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полу- открыт. Поза : нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

«Вкусные конфеты». У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика. Жевательные движения, улыбка.

«Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, играет с куклой. Звучит музыка П. И. Чайковского «Новая кукла»,

«Лисенок боится». Лисенок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ее на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Ваське стыдно». Жила - была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, укладывала спать. Один раз положила свою куклу спать в кроватку. Забрался туда кот Васька, столкнул куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стана ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?». А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав, рассказ дети, по очереди показывают, как было стыдно коту Ваське.

Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и пони- мать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и со взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для, участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантаэию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно при- ступить к созданию спектакля. Участие в кукольном спектакле всегда праздник для ребенка. С детьми второй младшей группы можно разыг- рывать хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Бычок - смоляной бочок», «Заюшкина избушка». С детьми необязательно заучивать текст, предложить им самим придумать диалоги.

Стремление ребенка к сочинительству является потребностью души. Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Игра и драматизация в жизни ребенка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация дает возможность ребенку проявить себя в различных видах творчества : песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

Руководство драматической игрой со стороны взрослых может по- мочь малышам точнее передать образы персонажей, проанализировать различные варианты исполнения ролей. Однако взрослым не обязательно принимать непосредственное участие в драматизациях. Важно представить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем в процессе инсценирования. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче творческая деятельность воображения. Необходимо обогащать малышей яркими впечатлениями и знаниями.

Н. Ветлугина отмечает, что «поиски источников возникновения музыкально -творческой деятельности у детей следует искать в их обога- щении непосредственными жизненными впечатлениями и произведения- ми искусства».

К концу года все дети второй младшей группы должны овладеть техникой управления Настольными куклами, уметь ДО конца спектакля Концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, сопровождать движение куклы песенкой, которую самостоятельно придумывают.

В средней группе в начале года продолжать работу с настольными куклами. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки, используя настольных кукол, участвуют в спектакле по знакомой сказке ( например: «Кот, петух и лиса»). Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжет хорошо знакомой им сказки.

В конце сентября познакомить детей с театральной ширмой и приемами кукловождения. Для этой цели используем несложные упражнения - этюды с куклой, цель которых - научить ребенка сосредотачивать свое внимание на выполнение куклой четкого, ритмичного действия. Все этюды хорошо проводить под музыку.

Этюды с куклой на ширме

1. По грядке (краю ширмы) идет кукла Маша, останавливается в центре ширмы,

оглядывается по сторонам, кого-то ищет, не найдя, идет дальше.

2. Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, понюхала, обежала сыр слева и

справа, замерла на месте, убежала. Вскоре вернулась с другой мышкой. Вторая

мышка повторяет движения первой.

3. Дед идет по ширме. Увидев репку, останавливается, рассматривает ее со всех

сторон, пытается вытащить, но понимает, что одному не справиться. Зовет бабку.

Медленно по ширме идет бабка. Диалог деда и бабки.

Работая над этим этюдом, объясняем детям: когда две или более кукол одновременно находятся на ширме и между ними происходит Диалог, то в такт тексту покачивается та кукла, которая в это время «говорит». Остальные «замирают» до тех пор, пока сами не начнут «говорить». Этот прием дает возможность зрителю понять, какая из кукол в данный момент «разговаривает».

Обращать внимание на точность каждого движения. Дети понимают, что «оживает» кукла лишь в том случае, если их движение с ней будет осмысленно и целенаправленно.

Помимо этюдов с куклами надо использовать также и этюды, развивающие у детей качества, необходимые для актерского искусства : внимание, воображение, чувство веры. Для этого хорошо использовать игры и этюды М. Чистяковой.

Игры на развитие внимания.

«Будь внимателен». Цель игры : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «зайчики», произнесённое ведущим, Дети должны начать прыгать, на слово «лоШадЩ» имитировать удары «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игры на развитие памяти.

«Запомни свое место». Цель игры : развивать моторно - слуховую

память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, с окончанием музыки возвращаются на свои места.

Этюды на выражение основных эмоций.

«Удивление». Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика : рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. «Северный полюс». У девочки Жени был волшебный цветик - семи цветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя заветный цветик -семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила вверх и сказала : «Лети, лети, лепесток через запад на восток, через се вер, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли -Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на северном полюсе!»

Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна -одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там «сто» градусов! (В. Каверин).

Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта; Дышать на пальцы.

С детьми средней группы хорошо разыгрывать простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов, декораций. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировках «Три медведя», «Рукавичка»(русские народные сказки, «Под грибком» (В. Сутеев). Инсценирование сказок позволяет Детям глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Педагог должен четко представлять себе весь спектакль целиком, а также действия каждого персонажа в отдельности. Работу над спектаклем необходимо начать с чтения и обсуждения текста. Дать возможность проявить инициативу, направить обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Разучивать спектакль необходимо небольшими фрагментами (фразами, не давая детям готового образца для подражания. Ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства (движение, мимика, жест). Текст роли ребенок импровизирует, основываясь на материале пьесы. Можно предложить детям попробовать себя во всех ролях и предложить им самим решить, кто какую роль будет исполнять.

Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества Дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально - театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Литература:

1. Соловьева Ё.К. Развитие творческих способностей детей младшей и средней групп

средствами театрального искусства. // Дошкольное воспитание. - 1994.- №8

2. Чистякова М, Психогимнастика - М, : «Просвещение», 1990.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»Введение Актуальность В современном.

Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Солнышко» село Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский.

Диссеминация опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир театра и превратиться в одного из героев сказки? Самые робкие наверняка хотели.

«Мы — юные артисты». Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства«Мы — юные артисты». Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства Целый год я работала над программой «Мы юные артисты». Были соблюдены все разделы, использовала разнообразные приемы и методы. Новизна.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования» «Истоки способностей и дарования.

Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем.

Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластикиРазвитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Развитие творческих способностей детей – одна из главнейших задач, обусловленная тем, что традиционное обучение – это в большей степени.

Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства. Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить.

Родительское собрание в младшей группе «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» Родительское собрание во второй младшей группе На тему: «Растим любознательных. Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства
Опубликовано: 1 сентября 2016 в 06:13
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей младшей и средней групп средствами театрального искусства» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Разинькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД