Людмила Агафонова
Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей детей средствами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Способности, считает Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие музыкальных способностей детей средствами фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности. Они определяют успехи в специальных видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода и их развитие. В эти задатки входят три основные музыкальные способности :
1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент муз. слуха.
2. Способность к слуховому представлению
3. Музыкально – ритмическое чувство.
В художественно – эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к нар. музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.
Мое обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям
народа не случайно. Считаю, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о нар. муз. фольклоре.
Убеждена, что именно фольклор имеет огромное значение в воспитании дошкольников.
Поэтому, обратившись к фольклору несколько лет назад, я поставила перед собой цель, развивать муз. способности детей средствами фольклора, воспитывать общую культуру детей, приобщая их к народным традициям и обычаям, расширять музыкальный кругозор детей.
Важнейшей задачей считаю развитие творческой личности, знающей свою культуру.
Свою работу строю по 2 направлениям:
1. разработка музыкальных занятий
2. детские праздники
Возрастные особенности дошкольников таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. И этим я стараюсь умело пользоваться, используя следующие методы обучения:
1. упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. творческие задания, как метод развития песенного, музыкально
4. игрового творчества.
Практика показала, какие возможности заключаются в этих занятиях. Дети становятся увереннее, раскрепощеннее, они стремятся показать и проявить свои способности, умения.
На занятиях предпочитаю использовать нар. игры с пением и движением. Т. к. именно такие игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В них дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру рус. нар. песня входит в быт семьи, в которой воспитываются ребенок. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
• Развитие творческой индивидуальности.
• Эмоциональное развитие.
• Развитие музыкальных способностей.
• Развитие самостоятельности.
Часто использую рус. нар. музыку, которая помогает проводить идею комплексного подхода в развитии детей.
Стараюсь строить работу с детьми в соответствии с требованиями ФГОС и в согласии с основными дидактическими принципами педагогики.
Работая с детьми, часто сталкиваюсь с детской пассивностью,закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Поэтому начала поиск новых приемов для воспитания у детей устойчивого интереса посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Я искала ответы на вопросы: «Как повысить активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?» И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими нар. произведениями, которые стимулируют потребность детей в активном выражении чувств, придают своеобразие муз. творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений, требует от детей активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.
При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Как они преображаются, исполняя такие песни. Каждый хочет проявить себя, выделиться, проиграть эту песню, заслужив похвалу.
Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей любого возраста. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить чувства, переживания. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для ребят светлой радостью, вызывает положительные эмоции. У них появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает муз. способности, слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, воспитываются дружеские взаимоотношения, чувства коллективизма.
Работая над этой темой, поставила перед собой задачу – научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью, целесообразно тщательно стала продумывать весь вокальный репертуар, который затем стала использовать в работе с детьми, - и для слушания, и для разучивания, стала расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен. Т. к. нар. песня обладает художественно - воспитательной ценностью, она не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Нар. песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни, лица у ребят освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее.
В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем нар. песня, ведь широкая напевность характерна для всех ее жанров. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитываясь по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому нар. пению,может освоить великую музыкальную культуру - песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант. И когда я заинтересовалась этой темой, возникла проблема: как учить детей петь традиционные нар. песни, какие им по силам, а какие нет? Тогда я обратилась к опыту работы руководителей известных детских фольклорных коллектив России, стала собирать нар. и авторские песни, положенные на нар. музыку и поэзию, положенную на композиторскую музыку, песни, посвященные календарно — обрядовым праздникам. Проанализировав этот опыт, я пришла к выводу, что фольклорная информация, которую получают ребята от взрослых - важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент будущих муз. способностей. Каждый услышанный ребенком звук попевки, не проходит мимо его слуха и запоминается. Уже самых маленьких начинаю обучать фольклорному интонированию, при этом использую самые простые, легкие для запоминания песенки. Навыки пения прививаю постепенно, по принципу - от простого к сложному. Как принято в нар. традиции устной передачи фольклора, практикую разучивание и исполнение песен на слух, с голоса. Мне кажется, что при таком разучивании и исполнении, внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, таким образом, постепенно развивается свобода вокального интонирования. Фортепиано стараюсь использовать минимально: для настройки, уточнения трудного места.
Старших детей знакомлю с певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатываю у них навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3 звуках, вырабатываю мягкую атаку звука. Считаю одной из основных задач в вокальном воспитании детей - укрепление навыков дыхания, для этого использую и специальные упражнения, и фрагменты разучиваемых песен. Напоминаю, что вдох должен быть коротким, бесшумным, что немножко нужно задержать дыхание и затем спокойно, постепенно его можно расходовать. Стараюсь добиваться, чтобы дети свободно, равномерно использовали дыхание. Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании отдельной музыкальной фразы, я начинаю с простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора, с короткими 2-х тактовыми музыкальными фразами. Короткую попевку из простейшего квартового тетрахорда повторяем несколько раз с небольшим звуковысотным варьированием и изменением ритмического рисунка. При помощи такого упражнения у детей вырабатываются правильные навыки дыхания, укрепляется дыхательная мускулатура.
В работе над протяжностью звучания добиваюсь мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Здесь очень полезны мелодии распевов. В рус. нар. песнях встречаются распевы на все гласные, с помощью, которых, вырабатываются лучшие качества голоса; сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а также — это главное - протяженное дыхание.
Для детей дошкольников подходят только такие песни, где распеваются лишь 2 звука на один слог, для старших дошкольников допускаю 3 звука на один слог. Обращаю внимание на то, что нужно точно исполнить обе нотки в распевах, пропевать их нужно ритмично.
С помощью распевов добиваюсь напевности, льющегося, протяжного звука. Особенно полезны распевы на 1 гласную. Это помогает улучшать тембр голоса и укрепляет дыхание.
Можно отметить, что степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования.
Один из принципов народного пения - петь так, как говоришь. А единственный способ донесения содержания песни до слушателя - понятные слова. Поэтому я всегда напоминаю детям: «Ребятки, когда поем, надо четко, ясно пропевать слова, язычок должен хорошо работать, легко, быстро, а губки должны быть расслаблены». Для улучшения дикции очень часто использую песни - скороговорки, которые помогают мне и для тренировки у детей артикуляции. При многократном повторении песни – скороговорки, обязательно слежу за четким и ясным пропеванием каждого звука, с утрированным произнесением текста. Для развития нар. манеры пения, использую скороговорки на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами; поступенное движение в диапазоне ч. 4. по полутонам.
Процесс формирования певческого голоса труден, т. к. дошкольники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее доступным является запоминание и частое повторение небольших заданий, и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строю на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если дети осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого. С этой целью на занятиях использую метод соревновательности; кто лучше споет мальчики или девочки, тот или другой ребенок, при этом выясняем, почему так произошло.
Каждый год провожу диагностику результатов развития певческого голоса. По результатам отслеживания заметила, что происходит рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии муз. способностей. Видя успехи своих детей, родители отдают их в музыкальные школы. Анализируя результаты диагностики развития певческих навыков, я отметила ряд недостатков:
• напряжение в пении,
• неправильную певческую установку,
• зажатость, неэмоциональность исполнения.
Работая с детьми, стала думать, как устранить недостатки по развитию певческих навыков и пришла к выводу, что метод соревнования между рядами, мальчиками и девочками очень хорошо в этом помогает. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует деятельность детей, повышает интерес к пению.
Большое внимание на своих занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для дошкольников является чистота интонирования. Ребят с фальшивым пением сажаю между чистоинтонирующими. Прошу их внимательно прислушиваться к пению соседей, занимаюсь индивидуально.
Работая над каждым ритмическим рисунком в песне, использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритм мелодии.
Обучая детей пению, обязательно использую индивидуальный подход к каждому ребенку. Стремлюсь к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.
Хороводные нар. песни, как никакой другой жанр фольклора, подходит для детей. Ведь многие из них близки по содержанию и форме музыкальным песенным припевам детских игр. Разучивая хороводные песни, учу детей и хореографическому движению, игре, так как только в единении пения, движения, игры создаются разнообразные хороводы. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык
согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера муз. образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.
Мелодия в хороводных песнях связана с конкретным содержанием текста: он призван помочь движению, подчеркнуть его характер. По темпу хороводы бывают обычно медленными, а по характеру преимущественно светлыми. Здесь все участники должны хорошо знать, какие движения попадают в те или иные слова, кто в какую сторону должен идти. В хороводах использую круг, движение по кругу, «змейка» и «воротца», особенно в весенних и летних. Каждый раз добиваюсь, чтобы дети красиво и ритмично выполняли тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, рисунок танца,хоровода. Движение в хороводах связано с музыкой неторопливого, спокойного характера и даже меняется движения рук, непроизвольное покачивание и плавное, мягкое взмахивание. Детям объясняю, что в хороводе очень важно держать направление движения. Если мы идем по кругу вправо, то правая нога становится прямо, а левая с разворотом из круга, тогда круг будет правильной формы, а не овальной. Говорю, что если ведущий круто повернул в обратную сторону, то каждый движущийся за ним,обязательно должен так же круто выполнить поворот, чтобы сохранить красивый круг. При выполнении «змейки» выстраиваю детей в колонну, взявшись за руки, а затем - не держась за руки. При повороте «змейки» обращаю внимание детей, на то, что дети, идущие за ведущим, должны повернуть обязательно на том же месте, где повернул ведущий. На начальном этапе, чтобы дети это поняли, у стен зала расставляю стулья, чтобы дети их огибали. Есть разновидность «змейки» - вольная, когда ведущий делает поворот там, где захочет и величина и направление витков «змейки» будут разные. Но детям при этом объясняю, что они опять же должны повторить рисунок ведущего, и так «змейка» постепенно вытянется в обычную цепочку. Этот вариант «змейки» я использую для детей подг. группы, а ведущим ставлю ребенка с более высоким уровнем развития. Приступая к разучиванию хоровода, сначала внимательно знакомимся с текстом, беседуем с детьми, выясняем непонятные слова, продумываем последовательность движений, чтобы каждый ребенок осмыслил содержание и ту работу, которую он должен выполнить. Практикую, чтобы дети сами продумывали последовательность движений и как лучше их выполнить.
Дети, как правило, очень эмоционально откликаются на нар. танцевальную музыку, поэтому они не могут усидеть на месте, они начинают пританцовывать, притопывать, хлопать, кивать головой в такт музыки. Детям легче передать свое отношение к музыке не словом, а движением, поэтому это замечательный стимул для детского творчества. Очень часто даю задание: «Придумайте и составьте каждый свой танец под музыку, используя знакомые рус. плясовые движения». Такие задания помогают каждому ребенку раскрыться, продемонстрировать свои способности, а я в свою очередь вижу, с кем из детей нужно индивидуально поработать над тем или иным движением, над развитием чувства ритма.
Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений, совершенствуется качество их выполнения.
В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что развитие музыкальных способностей средствами фольклора младшим дошкольникам наиболее доступно, так как песенки — потешки, колыбельные незаменимы и для малышей. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Я убеждена, что с раннего возраста следует вызывать эмоциональный отклик на песню, сказку. Все это развивает образное мышление детей, вовлекает их в творчество, побуждает их к действию. Например: приношу на занятие тряпичных кукол, с которыми мы играем, а затем включаю или пою колыбельную песню в а capella исполнении и после слушания слышу тихий детский голосок: «Давай еще послушаем». Тогда мы еще раз слушаем колыбельную, качаем тряпичных куколок, беседуем о колыбельной.
Очень увлекательной и интересной является для детей игра на инструментах, игра в оркестре. Дети с удовольствие аккомпанируют себе на рус. нар. инструментах, когда они исполняют частушки, рус. нар. песни и т. д. Обучение игре на детских муз. инструментах развивает ритм, музыкальность, слуховое сосредоточение и ставит их в активную творческую позицию, в позицию созидателя.
Слушая музыку, знакомлю детей со звучанием, происхождением рус. нар. инструментов, с приемами игры на некоторых из них. Дети слушают звучание оркестра рус. нар. инструментов, особенно нравится детям подготовительной группы «Камаринская» в обработке Ленца, звучание русских народных хоров.
Общеизвестно, что музыкальная деятельность многогранна: она закладывает основы гармоничного развития ребёнка, формирует чувственно-эмоциональную сферу, эстетический вкус, несёт в себе познавательные, воспитательные, коммуникативные функции и т. п.
Аккумулятором её становится праздник. И праздникам я уделяю большое внимание. Но, поскольку главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, особенно актуальным на современном этапе стоит вопрос о содержании праздничного действа. Использую форму организации праздничных утренников, построенные на основе фольклорных праздников, и подчиняется культурно-историческим традициям. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников, а подобрать соответствующий репертуар. У нас в детском саду сложилась добрая традиция, отмечать встречу весны, Рождество. Сколько радости доставляет детям пение колядок, закличек. А какими серьезными становятся дети в праздник Пасхи, исполняя хороводы с вербами, с березовыми веточками, как они бережно относятся к ним, как преображаются их осанка, когда дети ведут хоровод, «завивая капустку» на «Покровской ярмарке». С одной стороны на таких праздниках я делаю акцент на нар. традиции, обычаи, а с другой стороны это возможность для показа детьми их возможностей, навыков и умений в муз. исполнительстве с использованием рус. фольклора.
Знакомство с календарно — обрядовыми праздниками веду по принципу от простого к сложному. Ведь эти праздники повторяются из года в год, поэтому некоторые темы постепенно углубляются, усложняется песенный и танцевальный материал, и в зависимости от уровня развития детей и происходит знакомство с праздником на более высоком уровне, с выявлением деталей сюжетов, вариантов.
Учитывая все это, я пришла к созданию атмосферы текущих занятий и занятий празднований. Поэтому тематическая деятельность педагогов и детей приурочена к тем или иным календарным событиям. Я поняла, что понимание их становится полнее, когда дети осмысливают обрядовые действия совместно в творческой деятельности с взрослым.
Развитие художественно — творческой активности детей; создание ими собственных творческих композиций идет вместе с педагогическим коллективом детского сада, создаем специфическую пространственно - предметную среду. Для этого используем изделия художественных промыслов, предметы декоративно - прикладного искусства, предметы домашнего обихода, старинную утварь, орудия труда.
При подготовке праздников, конечно же, не обойтись без помощи родителей. По возможности стараюсь приобщить их к праздничному действу. При этом, никакой «обязаловки», пытаюсь «заразить» родителей положительным отношением к событию, помогаю осознать важность праздничного действа и общения. А начинаю работу с родителями с анкеты «Как вы относитесь к проведению календарно — обрядовых праздников в детском саду».
Именно на празднике, который дает возможность чувствовать себя раскрепощено, ребенок проявляет свои муз. способности, умения, усваивает эталоны, нормы поведения, как надо и не надо. Лучшим воспитателем становится радость: от игр, общения, демонстрации своих способностей, полученного подарка, комплимента.
Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Я очень люблю приходить в группы и наблюдать, как дети поют полюбившиеся песни, танцуют, играя в свои игры. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Воспитатели организуют участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.
Таким образом, включая фольклор в занятия, организуя фольклорные праздники, развиваю у детей творческое начало, вследствие чего развиваются музыкальные способности детей.
Свою деятельность по развитию творческих способностей посредством музыкального фольклора считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:
1. Целенаправленность деятельности.
2. Учет возрастных особенностей детей
3. Разнообразие форм и методов.
4. Творческий характер деятельности.
Музыка, музыкальное развитие - это фундамент развития всех способностей человека, а музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в ее процессе. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и понимание музыки, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же относится к понятию «музыкальность».
Итак, чем активнее общение ребенка с народной музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.