МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора»

Наталья Гуляева
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

«Если ребенок родился и рос

на родной стороне, среди русских берез,

слышал русские песни, колядки справлял,

со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

был воспитан в труде, милосердье, добре,

в уважении к старшим, родным и Земле,

если эту заповедь предков в душе сбережет,

то радость и счастье с собой принесет»

Актуальность:

В настоящее время в обществе просматривается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора“» размещена в разделах

Сегодня, потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса (при посещении утренников) становятся непосредственными участниками. Проведены такие мероприятия, как новогодние елки, совместные досуги –сказка «Няня для козлят», «Святки на порог- веселится народ»,

В целях повышения грамотности родителей в вопросах музыкального воспитания детей в нашем ДОУ использую размещение материала на информационном стенде – «Значение музыки в жизни ребенка», «Музыкальное воспитание в жизни ребенка», «Рекомендации по выбору музыкальных произведений дома», где родителям предоставляется возможность познакомиться с методами музыкального воспитания детей, организации их домашней игровой деятельности, идеи по проведению совместного с ребенком досуга и совместных праздников.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К. Д Ушинский.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Давно заметила необычайный интерес детей к русскому творчеству, сама очень люблю русскую народную музыку, песню. Поэтому думаю, что через знакомство с фольклором прививается любовь к русскому искусству и с его помощью развиваются музыкальные способности детей. Именно такую задачу я поставила перед собой.

В течение четырех лет работаю над темой :

«Развитие творческих способностей детей посредством музыкального фольклора»

В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

- формировать основы музыкальной культуры;

- развивать активное восприятие музыки посредством фольклора

- развивать музыкальные способности : чувство ритма, чувство лада, музыкального слуха.

-формировать уважение традиций и любовь к родной земле,

- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей посредством фольклора

-побуждать к активной самостоятельной деятельности в играх, хороводах-развивать самостоятельность, инициативу.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике осуществляется, как на музыкальных занятиях, так же на занятиях кружка по музыкальному фольклору, в повседневной жизни, на досугах и процессе народных праздников, проводимых с детьми.

Знакомство с фольклором вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги. Словом обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.

Наиболее распространённое и доступное средство - песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит, как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

Именно русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота) незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, ухват, кочерга и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют русские народные песни «Ой вставала я ранешенько», «Аннушка», «Как пошли наши подружки», «Было у матушки 12 дочерей», «Блины» «Где был Иванушка?» «Русская Матрёшка», «Страдания», сл. и муз. Роот, «Гармонист Тимошка» «С балалайкой веселее», «Поехал наш батюшка на базар» и много- много других. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Я решила создать кружок по музыкальному фольклору, расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т. е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Свою работу по музыкальному фольклору я строю по следующим принципам:

-подбор песенного фольклорного материала связан с возрастными возможностями детей, активное включение детей в разнообразные творческие деятельности. Это может быть и народная песня, танец, музыкальная сказка, кукольный, варежковый театр, хороводы, музыкальные игры.

Обязательно учитывается принцип индивидуального подхода к детям, учёта их индивидуальных предпочтений. склонностей, интересов, уровня развития той или иной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком.

На музыкальных занятиях знакомила детей с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски

Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Горошина», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», «Барашеньки -крутороженьки», «Белые гуси» «Ай тари-тари-тари»,»Бай качи», а в дальнейшем использованы на обрядовых праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Но неизгладимое впечатление оказывают на детей - праздники. Уже стало традицией проведение праздников на фольклорном материале, такие как «Матрёшки на ярмарке». «Ярмарочные потехи», «Весенние посиделки» «Гуляют ребятки в зимние святки», «В гости к Сороке», «Светлый праздник на земле» (познавательно -игровая программа для старших детей с показом кукольного театра, «Сказка о Пасхальном яйце», «Праздник русской берёзки», «Чудеса в день Ивана Купала». Сценарии составляла сама, пользовалась методической литературой, которая имеется в библиотечном фонде ДОУ, использовала интернет ресурсы, танцевальные сюжеты так же додумывали в процессе работы над танцами. Так родился «Танец с платками», «Самовары» «Кадриль с ложками» «Тополёк», Во поле берёза стояла», «Пых-пых, самовар» «Заинька» «Приглашение» «На Ивана, на Купала» «Лягушачий хор», «Балалайка» При постановке танцев использовала народные мелодии, русские народные движения.

Детям очень нравится управлять куклами (штоковые, бибабо и др., дети раскрываются, когда играют ту или иную роль. В сценарии «Ярмарка» я задействовала куклы и дети с удовольствием разыграли сценку «Петрушкин балаган». показали театрализацию сказки «Как старик корову продавал». Маску коровы делали совместно с воспитателями из папье-маше. На празднике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. С детьми второй младшей группы подготовили фольклорный праздник «В гостях у Сороки» от таких праздников пополняется словарный запас детей новыми словами такими как, коромысло, ухват, люлька чугунок,-печка.

Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах, о которых я узнала из книги Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», «Наш весёлый оркестр» автор Ирина Каплунова и конечно же из интернет ресурсов. Мне повезло тем, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы, совсем недавно приобрели набор свистулек, которые доставляют истинное наслаждение детям от игры на них, приобрели два набора валдайских колокольчиков, все музыкальные инструменты используются постоянно в работе. Есть и необычные шумовые музыкальные инструменты из подручного материала на которых дети с удовольствием играют, особенно в раннем возрасте.

Непревзойденный исконно русский праздник «Пасха», который провели в детском саду, где дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа. Всегда в такие праздники включаю хороводы, состязания «Кто быстрее перенесет яйцо в ложке» или такие аттракционы, как например «Силачи», где ребенок учится, как выигрывать так и проигрывать. Кто кого переговорит, обязательно традиционные пасхальные песни «К нам Пасха пришла», русские песни. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх, а это легче сделать на детском празднике.

Мой опыт работы показывает, что дошкольное образовательное учреждение может сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности каждого ребёнка. От меня, как музыкального руководителя, требуется не только дать детям систему знаний, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности дошкольников, воспитывать личность, поэтому я стараюсь разнообразить репертуар.

В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Вот уже стало традицией в рождественские каникулы готовить программу силами воспитателей и детей. В музыкальном зале проходит театрализованное представление с участием ряженых для детей. Праздник «Святки на порог – веселится народ» в этом году подготовили совместно с родителями.

Следующий большой праздник- Масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Масленичным веселым обрядам издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица - рубеж старого и нового года - начало весны.

За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый - встреча, второй - наигрыши, третий - лакомки и т. д. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, например, что блин- знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник проходит и в музыкальном зале и на других площадках детского сада, дети ходят в гости друг к другу по сценарию подготовленной программы с играми хороводами песням и стихами. Было и угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.

Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

В этом году мы принимали участие в региональной экспериментальной площадке на которой показали совместную с детьми и родителями музыкально –театрализованную деятельность. Совместно с педагогом -психологом организовали проект: «Использование театральной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения» В сценарии «Играем в театр» показали виды театров: штоковые куклы, куклы –бибабо, в сказке «У страха глаза велики» показали игру на музыкальных инструментах, варежковый театр «Матрёшки», ««Ёлочка стояла». Совместная работа по проекту продолжается, сейчас с детьми работаем над сказкой «Яблоко» Сутеева.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.

Музыкальный фольклор становится близким детям и любимым ими, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.

На занятиях использую иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы. Провожу музыкально-дидактические игры для развития тембрового слуха, для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма.

В настоящее время в совершенстве владею музыкальным инструментом (баян). Постоянно повышаю свой музыкально-теоретический уровень в процессе учебно-воспитательной работы с воспитанниками; прохожу курсы повышения квалификации в Магаданском областном институте повышения квалификации педагогических кадров.

Здоровье сберегающие технологии применяются мной как в учебной деятельности, так и в дополнительной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

Роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность :

• создания приподнятого радостного настроения;

• выражения и разрядки отрицательных эмоций;

• повышения и понижения активности у детей;

• привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

Активно использую информационно-коммуникативные технологии и интернет ресурсы при планировании образовательной области «Музыка», составлении конспектов занятий, праздничных мероприятий, занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов. Свои материалы (презентации, конспекты, проекты) публикую на своей страничке на сайте «Маам».

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные формы организации НОД (коллективные, групповые, индивидуальные, парные, интегрированные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей.

В процессе наблюдения я заметила, что дети, имеющие способности к музыкальной деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности и испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных занятиях.

Поэтому существует фольклорная группа «Авсень», в которой дети учатся вокальному пению, изучают фольклорный материал (сказки, потешки, загадки, танцы, игры)

Результатом использования в своей деятельности современных образовательных технологий считаю: стабильное положительное развитие музыкальности детей, навыки воспитанников соответствуют возрастной норме и имеют положительное динамическое развитие.

Система работы предполагает разработку творческого и перспективного плана.

В творческом плане определила основные направления в работе :

Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;

Расширить представление детей о родном посёлке;

Знакомство с малыми стихотворными формами – потешками, закличками, прибаутками, дразнилками, скороговорками.

Наличие детей с низким уровнем музыкального развития объясняется редкой посещаемостью детского сада некоторыми детьми по состоянию их здоровья. С ними я реализую совместный с педагогом психологом проект по теме «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения»

Наше время – время тревог и раздражения. Пресса, телевидение, даже детские мультфильмы несут в себе большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательно. Поэтому очень важно снять стресс, напитать душу положительными эмоциями.

Решаю эту проблему с помощью организации регулярных встреч в музыкальном зале, целью которых является: формирование музыкальной культуры детей на основе лучших образцов народной музыки.

В целях повышения культурного уровня, взрослых субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, работников ДОУ,) активно использую народную музыку при постановке танцевальных композиций, при подборе материала для фоновой музыки и музыкальному оформлению совместных мероприятий.

ВЫВОД:

Цель моей педагогической деятельности - развитие творческой, разносторонне развитой, созидающей личности ребенка. И я постепенно, в ходе каждодневной работы с педагогами ДОУ и родителями добиваюсь поставленной цели. Считаю свою педагогическую работу соответствующей современным требованиям и Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.

В перспективе намерена продолжить работу кружка «Авсень», принимать участие в дистанционных конкурсах; реализовать «Музыкально инструментальный проект «Первая ступень» уделять больше внимания обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и стараюсь донести до своих воспитанников.

Выбранная мной тема в настоящее время очень актуальна. В наше время очень остро стоит вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством работы с родителями Добрый день, уважаемые коллеги! Я - Кузнецова Бела Ивановна. воспитатель детского сада № 1, предлагаю вашему вниманию свой доклад: "Развитие.

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» Автор: Сарвилова Марина Николаевна.

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников» Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей. Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб,.

Обобщение педагогического опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников». Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности» Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад №29» г. Орёл План работы по теме.

Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности (из опыта работы) Взаимодействие с родителями, для повышения их педагогической компетенции проводила в различных формах: Месяц Мероприятия Сентябрь Анкетирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 13:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей посредством музыкального фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гуляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД