Лучший педагог года

Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей

Наталья Шевченко
Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей.

Сказка – средство приобщения

ребёнка к жизни людей, к миру

человеческих судеб, к миру

истории. Сказка для ребёнка такое

же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того,

чтобы определиться, чтобы

изучить себя, измерить, оценить

свои возможности.

Дж. Родари

Публикация «Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей» размещена в разделах

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям. Эмоционально – чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.

В детском саду мы ведем поэтапное, целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитии. Творческого воображения. Для восприятия ребенком сказки мы создали благоприятную развивающую среду, организовали театральный уголок, в котором собраны все виды театров, оформили уголок книги, соответствующий возрасту ребенка. Развивая способность ребенка к восприятию произведения я в своей работе использую следующие методы:

1) рассказывание и чтение художественного произведения;

2) беседа на тему данного текста;

3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;

4) пересказ произведения;

5) драматизация - разыгрывание сценок из сказки, можно в форме викторины;

На первом этапе в раннем возрасте мы рассматриваем, рассказываем, читаем, пересказываем сказку. Прежде чем перейти к игре - драматизации, нам необходимо развить речь ребенка. Для этого мы прибегаем к известным методам- придумыванию иных новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказка «Рукавичка» - варианты: «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку», «Новый домик для зверей».

Важно воспитать чуткость к слову. Этому будут способствовать следующие приемы в работе со сказками : найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. На основании этого у детей формируется выразительность речи, интонация.

На следующем этапе мы обращаем внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа: «Определите лишнее слово». Мы знаем, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Постепенно мы подводим детей к нетрадиционным методам работы со сказкой. Это значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т. д.

Существует много методов работы со сказкой. Например, к 4-5 годам, когда дети познакомились с геометрическими фигурами, полезно с их помощью моделировать знакомые сказки. Допустим, нарисуем три кружка разных размеров, дети узнают, что это сказка «Три медведя» и т. д.

1. Сказка от вопроса : “Что было бы, если бы…”

2. Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово “Привет” (сказала лиса зайцу, или “Однажды” (все в лесу перепуталось).

3. Коллаж из сказок. Работу можно начать так: “ У вас в доме есть книга со сказками. Вот, что однажды произошло с этой книгой: в ней перепутались все страницы и, следовательно, сказки”. Этот метод похож на “Салат из сказок”.

4. Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”

5. Сказки о самом себе и т. д.

Для того чтобы достичь положительных результатов мы работаем тесно с родителями:

- проводились анкетирование по теме;

- индивидуальные консультации, способствующие созданию доверительных отношений с родителями;

- день открытых дверей;

- мастер – класс: составление сказок с помощью методов волшебная дорожка.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, сравнивать своего ребенка с другими детьми.

В ходе проведенной работы у детей расширяется словарный запас, обогащается речь новыми эпитетами, делает речь красивой и грамотной.

Как результат работы мы подготовили и показали для родителей сказки «Царевна лягушка», «Гадкий утенок». Родители получили огромное удовольствие, увидев своих детей раскрепощенными, эмоциональными, творческими.

В заключение своей работы, хочется сказать : что работа по использованию различных методов работы со сказкой интересна и увлекательна. Сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.

В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.

Список литературы:

Фесюкова Л. «от 3 до 7»

Дошкольное воспитание 2007 № 8; 2008 № 3,4;

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Диссеминация опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир театра и превратиться в одного из героев сказки? Самые робкие наверняка хотели.

Сообщение из опыта работы «Формирование творческих способностей детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой»Сообщение из опыта работы «Формирование творческих способностей детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой» Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого.

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников» Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Обобщение педагогического опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников». Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного.

Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности (из опыта работы) Взаимодействие с родителями, для повышения их педагогической компетенции проводила в различных формах: Месяц Мероприятия Сентябрь Анкетирование.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие творческих способностей детей 2–4 лет Для того,чтобы ребёнок рос способным и талантливым, надо приложить много усилий в раннем возрасте. В своей работе я помогаю детям сделать.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников (из опыта работы) В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей
Опубликовано: 15 мая 2016 в 21:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шевченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД