Наталья Шевченко
Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей.
Сказка – средство приобщения
ребёнка к жизни людей, к миру
человеческих судеб, к миру
истории. Сказка для ребёнка такое
же серьёзное и настоящее дело,
как игра: она нужна ему для того,
чтобы определиться, чтобы
изучить себя, измерить, оценить
свои возможности.
Дж. Родари
Публикация «Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей» размещена в разделах
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям. Эмоционально – чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.
В детском саду мы ведем поэтапное, целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитии. Творческого воображения. Для восприятия ребенком сказки мы создали благоприятную развивающую среду, организовали театральный уголок, в котором собраны все виды театров, оформили уголок книги, соответствующий возрасту ребенка. Развивая способность ребенка к восприятию произведения я в своей работе использую следующие методы:
1) рассказывание и чтение художественного произведения;
2) беседа на тему данного текста;
3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;
4) пересказ произведения;
5) драматизация - разыгрывание сценок из сказки, можно в форме викторины;
На первом этапе в раннем возрасте мы рассматриваем, рассказываем, читаем, пересказываем сказку. Прежде чем перейти к игре - драматизации, нам необходимо развить речь ребенка. Для этого мы прибегаем к известным методам- придумыванию иных новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказка «Рукавичка» - варианты: «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку», «Новый домик для зверей».
Важно воспитать чуткость к слову. Этому будут способствовать следующие приемы в работе со сказками : найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. На основании этого у детей формируется выразительность речи, интонация.
На следующем этапе мы обращаем внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа: «Определите лишнее слово». Мы знаем, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Постепенно мы подводим детей к нетрадиционным методам работы со сказкой. Это значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т. д.
Существует много методов работы со сказкой. Например, к 4-5 годам, когда дети познакомились с геометрическими фигурами, полезно с их помощью моделировать знакомые сказки. Допустим, нарисуем три кружка разных размеров, дети узнают, что это сказка «Три медведя» и т. д.
1. Сказка от вопроса : “Что было бы, если бы…”
2. Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово “Привет” (сказала лиса зайцу, или “Однажды” (все в лесу перепуталось).
3. Коллаж из сказок. Работу можно начать так: “ У вас в доме есть книга со сказками. Вот, что однажды произошло с этой книгой: в ней перепутались все страницы и, следовательно, сказки”. Этот метод похож на “Салат из сказок”.
4. Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”
5. Сказки о самом себе и т. д.
Для того чтобы достичь положительных результатов мы работаем тесно с родителями:
- проводились анкетирование по теме;
- индивидуальные консультации, способствующие созданию доверительных отношений с родителями;
- день открытых дверей;
- мастер – класс: составление сказок с помощью методов волшебная дорожка.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, сравнивать своего ребенка с другими детьми.
В ходе проведенной работы у детей расширяется словарный запас, обогащается речь новыми эпитетами, делает речь красивой и грамотной.
Как результат работы мы подготовили и показали для родителей сказки «Царевна лягушка», «Гадкий утенок». Родители получили огромное удовольствие, увидев своих детей раскрепощенными, эмоциональными, творческими.
В заключение своей работы, хочется сказать : что работа по использованию различных методов работы со сказкой интересна и увлекательна. Сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.
В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.
Список литературы:
Фесюкова Л. «от 3 до 7»
Дошкольное воспитание 2007 № 8; 2008 № 3,4;