Татьяна Трунова
Упражнения на развитие активного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Кто что делает?»
Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол.
Покажите ребёнку одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопросы: «Кто нарисован на картинке?» «Что делает мальчик?»
Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик.
Публикация «Упражнения на развитие активного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Спросите ребёнка о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку. Когда ребёнок будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?»
Аналогично обсудите другие сюжетные картинки и обыграйте предметы.
В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 4 – 5 слов, употреблять глаголы в разных лицах.
2. «Рассказ»
Расскажите ребенку маленькую историю, состоящую из двух частей и повествующую о каком-либо событии из его жизни. После каждой части задавайте вопросы. Рассказ может быть примерно таким: «На улице выпал снег. Коля с папой взяли санки, и пошли гулять».
После небольшой паузы задайте ребё нку вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?», «Что взяли с собой Коля и папа?»
Затем продолжите рассказ: «Коля сел на санки, а папа его повез. Вдруг Коля упал в снег. Коля заплакал, а папа сказал: „Не плачь! Вставай на ножки и вези саночки сам“».
После небольшой паузы задайте ребё нку вопросы: «На чем ехал Коля?», «Что случилось с Колей?», «Что сказал папа?»
Игра поможет ребёнку научиться понимать без показа несложный рассказ о событиях, имевшихся в его опыте, отвечать на простые вопросы, пользуясь простыми фразами.
3. «Маленький строитель»
Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный предмет.
Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке.
С помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами.
4. «Слепи»
Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Покажите и объясните ребенку приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями, сгибание и соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения).
Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка).
Дайте ребенку кусок пластилина и предложите слепить и объяснить приёмы лепки. Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки.
Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 4 – 5 слов.
5. «Кто ты?»
Покажите ребёнку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр (можно картинки)
Пусть ребёнок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите ребё нка: «Кто ты?»
Ребёнок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность.