Татьяна Трунова
Упражнения на развитие пассивного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Отгадай загадку и покажи отгадку!
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Публикация «Упражнения на развитие пассивного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ход игры:
—А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка — «ложка»). Покажите, что катится (картинка— «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка — «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка — «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки — «яблоко», «конфетка», «сыр») и т. д.
Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать Развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.
2. Где что лежит?
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
— Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т. д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.
— Лена, положи карандаш под коробки. Саша, положи кубик на коробку. И т. д.
3. «Съедобное – не съедобное»
Вы бросаете ребенку мяч и называете любой предмет: сапоги, холодильник, конфетка, морковка, дом, бутерброд. Ребенок ловит мяч и если этот предмет съедобный, делает вид, будто кушает мяч
4. «Мамы и их детки?»
Приготовьте картинки, изображающие домашних животных и их детенышей. Скажите, что мама и их детёныши потерялись. Дети стали звать своих мам: «Мяу (ребенок находит карточку котенка). Кто мама у котенка? (ребенок отвечает) Правильно, кошка (ребенок кладет рядом карточку кошки)». Далее зовет свою маму щенок, теленок, жеребенок, поросенок, козленок и т. д
5. «Выполни движение»
Игра помогает расширить глагольный словарь.
взрослый попросит ребё нка: похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т. д.