Юлия Лебига
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие фонематического восприятия речи детей 6–7 лет на этапе подготовки к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучению формирования осознания языка и речи, фонематического восприятия посвящены исследования Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карпова, Ф. А. Сохина, Г. А. Тумаковой и др. Эти исследования связаны с разработкой методики обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Развитие фонематического восприятия речи детей 6–7 лет на этапе подготовки к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Так элементарная сенсорная функция – фонематический слух – превращается под влиянием специального процесса формирования в сложную систему действий субъекта, составляющих фонематическое восприятие, которое является необходимой предпосылкой обучения детей грамоте. Именно Д. Б. Эльконин свидетельствует о том, что у детей начиная с 5 – 6 лет имеются физиологические и психологические предпосылки для успешного обучения грамоте. У этих детей в коре головного мозга, по законам образования условных рефлексов, образуются условно – рефлекторные функции чтения и письма, что свидетельствует о возможности обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте.
«Если принять современную терминологию, - пишет Д. Б. Эльконин, - чтение можно назвать процессом декодирования, процессом перехода от графической (буквенной) модели слова к его первоначальной устной звуковой модели».
Дети среднего дошкольного возраста проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К. И. Чуковский, «языковой одарённостью». И поэтому «…введение ребёнка в языковую действительность в тот момент, когда его «языковое чутьё» переживает кульминацию своего развития, окажется эффективным средством для овладения им этой действительности».
Следовательно, нужно вводить ребёнка в мир звуковой действительности родной речи уже на 5 году жизни.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется активное взаимодействие образно – символических структур в интеллекте ребёнка (А. А. Алексеев). Этот психологический факт доказывает актуальность задачи развития умения соотносить известные звуки с их графическим изображением.
В игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для реализации сущностных сил и способностей ребёнка, становлению его как субъекта будущей учебной деятельности.
Психолого – физиологические особенности развития детей 6 лет.
Старший дошкольный возраст, как и дошкольный в целом – этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного этапа является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновения сложных личностных новообразований.
Наиболее ценным «завоеванием» старшего дошкольного возраста является развитие произвольного внимания. Некоторые проявления этой формы запоминания можно отметить в возрасте 4 – 5 лет, однако значительного развития она достигает только к 6 - 7 годам. Во многом этому способствует характер ведущей деятельности этого возрастного периода – игра, где умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения являются одним из условий достижения успеха.
Как показано Н. Н. Поддъяковым, в возрасте 4 – 6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействий на них с целью изменения.
Резюмируя наиболее важные достижения психического развития ребёнка на рубеже 6 – летнего возраста, можно заключить, что на этом этапе онтогенеза отмечается достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые формы мышления, смысловое запоминание. У ребёнка формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развиваются произвольные формы использования памяти, воображения, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем которых он был.
Ясность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей, говорящих быстро, речь, как правило, менее отчётлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» отдельные слова. Причиной неправильного произношения звуков, нечёткой речи могут дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность.
Основными задачами подготовительного периода являются практическое ознакомление ребёнка с предложением, развитие умения выделять в простых предложениях (без предлогов и союзов) слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения. В школе подготовительный период к обучению грамоте продолжается до семи дней. Если в детском саду дети не сумели практически овладеть основными понятиями, у них будет затруднено дальнейшее обучение грамоте.
Методические рекомендации к организации педагогической работы по формированию фонематического восприятия.
С целью обучения звуковому анализу слова у детей дошкольного возраста, мы предлагаем один из вариантов системы работы, который был создан на основе исследований Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой. Данная система включает следующие этапы :
1. Разучивание стихотворений (уметь называть звук артикуляционно подчёркнутый педагогом).
2. Учить детей самим менять свою артикуляцию, произносить слова интонационно подчеркнув в них нужный звук.
3. Определить на каком месте в слове находится нужный звук.
4. Предложить детям самим назвать слова, в которых есть заданный звук (с опорой и без опоры на предмет).
При планировании игр и упражнений необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
1. Придерживаться строгой последовательности этапов проведения звукового анализа слов детьми. Не допускается неточностей звукового обозначения, типа «ре», «ме» и т. д. Нельзя забывать, что написание слова не всегда совпадает с произношением.
2. Обучать детей действию обследования звуковой стороны слова с последующим выделением из слова нужного звука необходимо через интересную для детей деятельность. Разучивать стихотворения с использованием приёмов обыгрывания, что активизирует, увлекает детей.
3. Подбирать тексты стихотворений необходимо с учётом занимательности момента выделения в них звука. Есть звуки, само произнесение которых можно обыграть: интонационное подчёркивание звука ж имитирует полёт жука, пчелы; быстрое повторение звука ш – пыхтение ёжика и т. д. ; обучать детей интонационному выделению звуков в слове необходимо только на примере согласных звуков, ибо только при интонационном выделении согласного звука требуется изменение привычной артикуляции.
4. Целесообразно планировать работу по обучению детей действию звукового анализа слова одновременно с работой по звукопроизношению. Необходимо уточнять произношение шипящих звуков и работать с детьми над правильным произношением сонорных звуков. Поэтому, решая задачи формирования фонематического восприятия, можно отбирать именно эти звуки.
5. Важно так подбирать стихи для занятий, чтобы звуки, легко и трудно выделяемые, чередовались, так как в противном случае, усвоив и затвердив способ протяжного произнесения нужного звука, дети с большим трудом будут каждый раз переходить к подчёркнутому произнесению звука, который нельзя протянуть. Не надо торопить детей, заставляя их быстрее овладеть такой изменённой артикуляцией, пусть они научатся хорошо, легко менять свою артикуляцию хотя бы подражательно.
6. При подборе стихотворений важно проследить, чтобы выделяемый звук встречался в словах в разных позициях: в начале, в середине и конце слова, иначе дети затвердят способ выделения звука в какой – то одной части слова.
7. Необходимо так планировать занятия, чтобы дети два раза подряд не выделяли один и тот же звук. Очень важно строить занятия таким образом, чтобы дети усваивали именно обобщённый способ выделения звука в слове, а не тренировались каждый раз в выделении определённого звука в слове.
8. Использовать картины с изображением растений, животных, игрушек, что оживляет занятия по формированию фонематического восприятия. При этом картины должны быть подобраны так, чтобы на них были предметы, в названиях которых есть звук, выделяемый детьми.
9. Трудности выделения звука зависят от качества и положения звука в слове, от произносительных особенностей звукового ряда:
- ударные гласные выделяются легче безударных;
- твёрдые согласные легче мягких;
- щелевые звуки и р как более длительные – легче взрывных.
Важно отметить, что в процессе целенаправленной, систематической, поэтапно организованной учебной, игровой, самостоятельной деятельности воспитанников, они начинают проявлять неподдельный интерес к изменениям в звучании слов, определяют местоположение звука в слове, выделяют ударную часть слова (рыба, рыбак, рыбаки). Обучение дошкольников вычленению ударения в слове является необходимым этапом в работе по развитию звуко – слогового анализа.