Залия Шаяхметова
«Психогимнастика как средство развития социально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс по теме «Психогимнастика как средство развития социально-личностной сферы детей дошкольного возраста».
Всем прекрасно известно, что проблема раннего формирования культуры здоровья всегда актуальна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. И хотелось бы уделить внимание психическому здоровью. Согласны ли вы с утверждением «Хорошее настроение - залог здоровья». Как вы думаете, в чем секрет крепкого здоровья оптимистов? Секрет их прост, они умеют противостоять негативным эмоциям, вовремя их с себя «скинуть». Недаром говорят «все болезни от нервов». Т. е. у таких людей хорошо развита психоэмоциональная устойчивость.
Публикация «„Психогимнастика как средство развития социально-личностной сферы детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Я считаю, что для укрепления психологического здоровья детей, необходимо повышение их психоэмоциональной устойчивости и развития у них эмпатии, в чем нам помогает психогимнастика.
Психогимнастика – представляет собой комплекс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). С помощью психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Не все дети «актеры» и пластически подвижны. Не у всех детей одинаковое психологическое развитие и коммуникативные способности. Для ребенка важно не только вступать в контакт, но и использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей.
Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения (что и будет способствовать психоэмоциональной устойчивости, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика имеет определенную структуру, туда входят: Разминка, Гимнастика, Эмоции – Общение, Поведение, Завершение.
Деятельность по психогимнастике должна начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, т. е. «разогреть» внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.
Время разминки примерно 5 – 6 минут.
Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.
Дозировка от 5-6 раз до 1-2 минут, в зависимости от упражнения и возраста детей.
В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных и т. д.
Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, сбрасывается инертность самочувствия. улучшается настроение
Эмоции. Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.
Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущение.
Формы упражнений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.
Этюды повторяются 2-3 раза.
Общение. Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. В упражнение включают обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера. Упражнения помогают преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.
Поведение. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.
Варьирование упражнений:
• Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;
• Отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в детском саду или дома;
• Загадки на решение различных конфликтных ситуаций;
• Самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний;
• Домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.
Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы, телепередачи.
В завершении желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия.
Психогимнастику желательно проводить раз в неделю. Осваивать все части психогимнастики сразу очень трудно, нужно начинать, например, с гимнастики, включив ее как часть утренней гимнастики, как физминутку. Отдельные части можно осваивать в разных видах деятельности детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Мастер-класс"ЗВЁЗДЫ"
I. РАЗМИНКА. Играет легкая волшебная мелодия. Игра «День и ночь»
- Уважаемые коллеги, давайте на некоторое время забудем, что мы воспитатели, представьте, что вы звёзды, которые сияют на ночном небе. Расправьте ваши красивые лучики – ручки и ножки. Покажите, как вы ярко сияете, покружитесь, потанцуйте. Наступает утро, и звездочки меркнут на фоне яркого солнышка. Но проходит день и вновь звёзды царствуют на небе. Они кружатся в звездном вальсе и медленно становятся в круг.
II. ГИМНАСТИКА.
- Послушаем, не слышно ли шума, не падает ли новая звезда, смотри влево, вправо, вверх. Нет, нигде нет звездочки. Шея напряжена. (НАПРЯЖЕНИЕ)
- Можно пока отдохнуть, расслабим шейку, опусти уставшую головку на грудь. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда-сюда, едва её поднимаешь. Голова на шейке как на веревочке болтается. (РАССЛАБЛЕНИЕ)
- Ой, головка закружилась, ручки расставим в стороны и ноги, чтобы не упасть, вот так, закачались, чуть не упали. Ножки-лучики напряжены, твердые. Руки-лучики как камень. (НАПРЯЖЕНИЕ)
- Устали звездочки и присели отдохнуть: шеи-лучики согнули, руки-лучики опустили. Ноги и руки как вата, расслаблены. (РАССЛАБЛЕНИЕ)
- Захотелось звёздочкам поиграть, побаловаться. И начали они ножками брыкать, смеяться. Кто громче, кто веселее. Руками сзади уперлись и брык ножками: левой, правой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Сначала медленно, а теперь все быстрее и быстрее. Ох, устали от брыкалочек. (РЕЗКО)
III. ЭМОЦИИ. Эмоции грусти, страха, испуга. Этюд «Звезды»
- Прилегли звездочки, закрыли глазки. Расставили широко ручки и ножки - представили, как лучики питаются энергией вселенной. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Но вдруг черные тучи закрыли все звезды на небе. И звездочкам стало так одиноко, грустно и страшно. Личики грустные, все тело съежилось, голову закрыли руками, в глазах ужас.
IV. ПОВЕДЕНИЕ. Выражение смелости, саморегуляция.
- Надоело звездочкам бояться, решили стать смелее. Понялись и начали раздвигать эти тучи. Лучиками-ручками отодвигаем тучки, с силой двигаем, ручки наши напряжены. Нам не страшно, ведь мы смелые и все преодолеем. Давайте погрозим тучам пальчиком. Ну-ка убирайтесь тучки, не мешайте нам, мы вас не боимся. От радости звёздочки все вместе обнялись и дружно встали в хоровод.
V. ЗАВЕРШЕНИЕ. Игра «Комплименты»
- Каждая звездочка особенная и для каждой найдется особенное и нежное слово. Я начну, а вы продолжите. (говорят друг другу комплимент)
- Каждый воспитатель – это и есть путеводная звезда для детей. Каждая звезда сияет вечно с неугасающей яркостью, так и воспитатель для каждого ребенка сияет одинаково ярко и вечно. Каким бы ни был ваш путь, какие бы тучи не вставали на пути, помните, что вы не одни и вам всегда придут на помощь. А самое главное, помните, что есть маленький народ, для которого вы САМАЯ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА!
В завершении своего выступления хотелось бы сказать такие слова «За переживания, которые мы создаём внутри себя, приходится расплачиваться самым дорогим — здоровьем». Это актуально в любом возрасте, в любое время, в любую эпоху.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!