Снежана Солодченко
Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике" на тему:
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность».
Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребёнка. «Не в том дело, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
Б. Теплов
Публикация «Педагогическая концепция на тему: „Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В настоящее время в дошкольной образовательной системе произошли изменения, в центре которых стоит гуманизация педагогического процесса, направленная на свободное развитие личности. Переходом к личностно - ориентированной модели общения педагога с детьми, послужил для меня поводом по- новому взглянуть и на проблему взаимодействия с родителями воспитанников, с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольной организации для развития музыкальности детей. Мы воспитываем одних и тех же детей. Когда в семье ребёнок впервые знакомиться с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, потешки и т. д.). В детском саду материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остаётся с ребёнком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат моей деятельности, как музыкального руководителя и родителей может быть успешным только тогда, когда мы станем союзниками. Понимая всю актуальность и практическую значимость этого воздействия, я направила максимум своего внимания на досуговое направление. Цель моей работы по данной теме заключалась в систематизации и обобщении наработанного практического материала по применению активных форм работы с родителями для развития музыкальных способностей детей.
Досуговое направление. Оно заключается в объединении моих усилий, как музыкального руководителя, усилий воспитателя и посильном участии родителей, направленном на организацию досуговой деятельности детей. Я достаточно часто привлекаю родителей, которые имеют актёрские способности и желание участвовать в постановках. Так, уже традиционным стало приглашение родителей на различные роли героев утренников. В этом заключается, по – моему, большое воспитательное значение, потому что личный пример родителей самый важный для детей дошкольного возраста. Желание подражать становится стимулом в личном музыкальном развитии для ребёнка. Также считаю полезными и часто провожу с родителями совместные педагогические мероприятия в форме музыкальных игр, викторин, конкурсов, музыкальных соревнований, в которых родители совместно с детьми играют, поют, активизируют имеющийся опыт и развивают различные музыкальные знания. Использованные в ходе таких мероприятий музыкальные игры многие вспоминают дома, а особенно понравившиеся продолжают играть и с младшими детьми. Так происходит развитие творческой активности детей, и их родителей.
Досуговая деятельность включает в себя следующие виды:
отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребёнка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок;
развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры - забавы;
праздники – международные, государственные, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;
музыкально – образовательная деятельность – познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;
творчество – деятельность детей в кружках и студиях при дошкольном учреждении.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребёнка. Я использую методы досуговой педагогики, для введения дошкольника в этот вид деятельности.
Метод игры и игрового тренинга. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребёнка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребёнка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.
Методы состязательности. Состязание - это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться.
Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всём.
Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми её противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.
Методы импровизации. Импровизация - это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.
Система музыкального воспитания, состоит из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игре на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребёнка. Поэтому надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребёнка. По моему мнению, в музыкальной работе, должно быть два этапа:
- первый – воспринимающий деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;
-второй – строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребёнок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).
Основная цель - научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.
Восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Каждый вид музыкальной деятельности, имеет свои особенности и оказывает влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому я использую все виды музыкальной деятельности.
Каждый вид деятельности, служит средством развития какой- либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух развивается в пении и игре на музыкальных инструментах. Ритмическое чувство находит выражение в музыкально - ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.
Я считаю, что в развитии художественно - творческих представлений детей помогает воспитатель, который создаёт соответствующую атмосферу, тоже участвует в подборе музыкального репертуара, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К. Н. Вентцеля по поводу роли взрослого в воспитании детей («не порабощать воли и ума ребёнка, заботиться о духовном общении и равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством».) Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы ни происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных занятий. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов и родителей.
Родители моих воспитанников, принимая активное участие на мастер- классах, родительских собраниях, досугах получили практические знания по применению различных методов и приёмов развития ладового чувства, музыкально - слуховых представлений, чувства ритма у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Именно в этом и заключается практическая значимость моей деятельности по организации взаимодействия с родителями воспитанников. В перспективе встреча с родителями «В мире музыкальных игр». На этой встрече я предполагаю несколько авторских дидактических игр, а также семейные клубы и музыкальные гостиные.
Вести ребёнка по дорогам музыкального мира, развивая его музыкальные и творческие способности, должны совместно музыкальный руководитель, педагоги и родители, обогащённые необходимыми педагогическими знаниями. Воспитанники детского сада «Сказка» занимаются в хореографических студиях, постигая непростое искусство танца, а также, начиная с пяти лет, становятся учащимися «Школы искусств». «Музыка – воображение - фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы»- это высказывание В. А. Сухомлинского послужило точкой к моей педагогической концепции.
Я, как, музыкальный руководитель очень рада за наших воспитанников, что они растут весёлыми, здоровыми, музыкальными детьми, и уверенна в том, что приобщившись к музыке и танцу в детстве, они не вырастут равнодушными, чёрствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – яркий, красочный и незабываемый праздник!
.