Ксения Захарова
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др., которые обусловили разработку актуальных технологий речевого коммуникативного развития старших дошкольников в разных видах деятельности.
Публикация «Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках направления «социально-коммуникативное развитие», обозначены задачи, связанные с усвоением дошкольниками социокультурных норм, моральных и нравственных ценностей, развития различных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, определенной целенаправленности, развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и другое [7, 4].
Общение, по мнению многих психологов (В. В. Давыдов, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др., требует от ребенка определенных знаний и умений, которыми личность овладевает в процессе передачи опыта от одного поколения к другому, усвоения социальных норм и правил. Общение многие исследователи рассматривают как сложную коммуникативную деятельность [1;2;4;6].
Сформированные коммуникативные умений на высоком уровне являются залогом успешной адаптации ребенка к обучению в школе. Развитие современного общества напрямую повлияло на формирование коммуникативных средств общения, таких как, социальные сети, скайп, сотовая связь и т. п., что подчеркивает актуальность данного исследования.
Дошкольный возраст является сензитивным в развитии различных сторон личности, в том числе и коммуникативных умений в разных видах деятельности. В ряде педагогических исследований (З. М. Богуславская, Г. Г. Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Е. Е. Шулешко, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается, что коммуникативные умению способствуют развитию психологических процессов детей дошкольного возраста, являются приоритетными в процессе преемственности дошкольного и начального образования, залогом успешности образовательной деятельности в школе, направлением социально-личностного развития [2;4;6].
Современные педагогические технологии в области коммуникативного развития детей направлены на обеспечение развития у ребенка чувство защищенности, психолого-педагогической поддержки. Так, например, в исследованиях М. И. Лисиной, В. А. Петровского и др. рассматриваются аспекты общения дошкольника с воспитателем; в трудах З. М. Богуславской, А. Г. Рузской и др. поднимались актуальные вопросы общения дошкольников с родителями; в работах А. А. Рояк, Т. И. Ерофеевой, С. В. Корницкой и др. – общение дошкольников со сверстниками; в трудах М. В. Ильяшенко, Т. А. Антоновой, Н. С. Малетиной, С. В. Петериной – процесс формирования у детей культуры общения. [2;3;4].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что данный аспект педагогической деятельности, касающийся развития коммуникативных умений дошкольников, недостаточно изучен. В уточнении нуждаются содержание процесса развития коммуникативных умений, формы организации деятельности с детьми, критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, технологии работы с дошкольниками в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Психолого-педагогические исследования позволили нам сформировать основные противоречия между необходимостью процесса развития коммуникативных умений детей в дошкольном возрасте и не разработанностью педагогических технологий и методической базы процесса развития данных умений, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, данное противоречие позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: как в дошкольной образовательной организации создать эффективные педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования?
Литература:
1. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М. : Знание, 2009. - 47 с.
2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А. Г. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
3. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение. 1986.-96 с.
4. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М. : Педагогика, 2009. - 215 с.
5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М. : Педагогика, 2006. - 176 с.
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика. 2009. - 554 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014.