Цезалия Викторовна Щадина
Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность :
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы попадают в социальные, бытовые, общественно-политические ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы. К детям со сложной структурой дефекта можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Сложный дефект — любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке. Образовательные результаты конкретного ребенка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется его обучение. Обеспечение образовательного продвижения предполагает наличие особым образом сконструированных программ разных направлений.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цель: Развивать социально-коммуникативные навыки у обучающихся с умственной отсталостью и сложной структурой дефекта.
Задачи:
- создать психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечить эффективность процессов социализации и коммуникации детей на этапе школьного обучения в зависимости от их индивидуальных психофизиологических и возрастных возможностей и потребностей;
- включать обучающихся в массовые мероприятия проводимые в школе;
- разработать систему мониторинга уровня социализации и коммуникации детей.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Обучающимся с умственной отсталостью с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии, то есть тем обучающимся, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены, необходим уход. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Во время ухода ребёнок должен чувствовать уважительное, доброжелательное отношение взрослого, которое будет способствовать появлению у него доверия и желания взаимодействовать со взрослым.
Присмотр осуществляется во всё время пребывания ребёнка в школе, с целью предотвращения случаев, когда обучающийся может причинить вред себе, окружающим или имуществу.
Уход и присмотр обучающегося предусматриваются в следующих ситуациях:
1. Выполнение гигиенических процедур (посещение туалета, мытьё рук, уход за личными вещами, их своевременная смена)
2. Одевание и раздевание
3. Приём пищи
4. Прогулка
5. Свободная деятельность
Реализация адаптированной образовательной программы должна осуществляться целой командой специалистов. По своей сути это междисциплинарная команда, в которую входят педагогические, медицинские и социальные работники, компетентные в понимании особых образовательных потребностей обучающихся : олигофренопедагоги (учитель начальных классов; учитель музыки, учитель-логопед, специальный психолог, специалист по лечебной физкультуре, социальный педагог, врачи (психиатр, невролог, педиатр – в медицинской организации, воспитатель группы продлённого дня.
Мной разработан инструментарий отслеживания динамики формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся.
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Таблица 1 «Умение мыть руки»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Выражать/проявлять инициативу мыть руки
Выражать/проявлять инициативу закатывать рукава
Выражать/проявлять инициативу пользоваться мылом
Выражать/проявлять инициативу открывать/закрывать кран
Выражать/проявлять инициативу смывать мыло
Выражать/проявлять инициативу вытирать руки полотенцем насухо
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 2 «Умение мыть руки»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Выражать/проявлять инициативу мыть руки
Выражать/проявлять инициативу закатывать рукава
Выражать/проявлять инициативу пользоваться мылом
Выражать/проявлять инициативу открывать/закрывать кран
Выражать/проявлять инициативу смывать мыло
Выражать/проявлять инициативу вытирать руки полотенцем насухо
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 3 «Умение пользоваться туалетом»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Выражать/проявлять инициативу идти в туалет
Выражать/проявлять инициативу снимать брюки/колготки и трусы
Выражать/проявлять инициативу смывать унитаз
Выражать/проявлять инициативу надевать брюки/колготки и трусы
Выражать/проявлять инициативу выключать свет в кабинке
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 4 «Умение пользоваться туалетом»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Выражать/проявлять инициативу идти в туалет
Выражать/проявлять инициативу снимать брюки/колготки и трусы
Выражать/проявлять инициативу смывать унитаз
Выражать/проявлять инициативу надевать брюки/колготки и трусы
Выражать/проявлять инициативу выключать свет в кабинке
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 5 «Умение пользоваться салфеткой и носовым платком»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Выражать/проявлять инициативу использовать салфетку или носовой платок
Выражать/проявлять инициативу использовать салфетку или носовой платок правильно и по назначению
Выражать/проявлять инициативу
выкидывать салфетку
Выражать/проявлять инициативу складывать носовой платок и класть его в карман
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 6 «Умение пользоваться салфеткой и носовым платком»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Выражать/проявлять инициативу использовать салфетку или носовой платок
Выражать/проявлять инициативу использовать салфетку или носовой платок правильно и по назначению
Выражать/проявлять инициативу
выкидывать салфетку
Выражать/проявлять инициативу складывать носовой платок и класть его в карман
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 7 «Внешний вид»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Обращает внимание на свой внешний вид
Исправляет неопрятность в одежде
Застёгивает пуговицы
Надевает и снимает верхнюю одежду
Определяет вещи и предметы на свои места
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с напоминаением взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 8 «Внешний вид»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Обращает внимание на свой внешний вид
Исправляет неопрятность в одежде
Застёгивает пуговицы
Надевает и снимает верхнюю одежду
Определяет вещи и предметы на свои места
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
сам
с помощью взрослого
нет
1
2
3
4
5
Таблица 9 «Коммуникативные навыки»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Понимает речь и выполняет задание
Проявляет интерес к наблюдениям
Проявляет интерес к чтению
Проявляет интерес к порсмотру видеоматериалов
Проявляет желание выразить свои эмоции, чувства, знания
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
1
2
3
4
5
Таблица 10 «Коммуникативные навыки»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Понимает речь и выполняет задание
Проявляет интерес к наблюдениям
Проявляет интерес к чтению
Проявляет интерес к порсмотру видеоматериалов
Проявляет желание выразить свои эмоции, чувства, знания
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
да
после неоднократного повторения
нет
1
2
3
4
5
Таблица 11 «Взаимодействие с окружающими людьми»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Понимает и адекватно реагирует на речь знакомых людей
Понимает и адекватно реагирует на речь незнакомых людей
Позитивно контактирует со знакомыми людьми
Позитивно контактирует с малознакомыми людьми
Позитивно контактирует со знакомыми школьниками из другого класса
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
1
2
3
4
5
Таблица 12 «Взаимодействие с окружающими людьми»
время проведения (начало года/конец года)
№п/п
ФИ учащегося
Понимает и адекватно реагирует на речь знакомых людей
Понимает и адекватно реагирует на речь незнакомых людей
Позитивно контактирует со знакомыми людьми
Позитивно контактирует с малознакомыми людьми
Позитивно контактирует со знакомыми школьниками из другого класса
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
да
затрудняется
нет
1
2
3
4
5
ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п/п
ФИ уч-ся
Таблица 1 «Умение мыть руки»
Таблица 2 «Умение мыть руки»
Таблица 3 «Умение пользоваться туалетом»
Таблица 4 «Умение пользоваться туалетом»
Таблица 5 «Умение пользоваться салфеткой и носовым платком
Таблица 6 «Умение пользоваться салфеткой и носовым платком
Таблица 7 «Внешний вид»
Таблица 8 «Внешний вид»
Таблица 9 «Коммуникативные навыки»
Таблица 10 «Коммуникативные навыки»
Таблица 11 «Взаимодействие с окружающими людьми»
Таблица 12 «Взаимодействие с окружающими людьми»
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Конец года
1
2
3
4
5
Возможные критерии эффективности работы:
Обучающиеся смогут самостоятельно и/или с помощью взрослого;
правильно и своевременно мыть руки
пользоваться туалетом
пользоваться салфеткой, платочком, полотенцем, туалетной бумагой
одеваться и раздеваться
обращать внимание на эстетичность собственного внешнего вида и устранять неопрятность
правильно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами, оказывать помощь, при необходимости, рядом сидящему сверстнику
общаться со сверстниками, одноклассниками и знакомыми взрослыми
выражать свои мысли и желания (вербально/невербально, через изобразительную деятельность и игры)
интересоваться окружающим миром
принимать участие в школьных мероприятиях и заочных конкурсах вне школы
осознавать необходимость включения себя в трудовую деятельность
осознавать важность полезных привычек для собственного здоровья
элементарно осознавать происходящие политические события (на примере Великой Отечественной Войны)
Методы и приёмы
для педагога:
- наблюдение
- выбор оптимальных путей работы
- подбор необходимого материала и оборудования
Методы и приё мы создания ситуации успеха:
учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
доступное объяснение
обязательное использование занимательной наглядности
дидактические игры
настольно-печатные игры
игры-пантомимы
подвижные игры
логический игры и конструкторы
изобразительная деятельность
парные и групповые творческие задания.
- индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход);
- комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе;
- создание оптимальной благоприятной образовательной среды;
- вербальная и невербальная поддержка педагога;
- установка на позитивное решение проблемы;
- наличие материала и оборудования.
В ходе учебно-воспитательного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха. Дети с ОВЗ особо остро нуждаются в поощрении и похвале. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно. При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей своих учеников, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату.
Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих этапах должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи.
Содержание и результаты работы
Ежедневные наблюдения (за живой и неживой природой, за трудом взрослых, за взаимодействиями сверстников, взрослых и тд.)
Чтение и слушание художественных произведений
Ежедневная многократная работа при посещении туалета, столовой
Беседы
Рассматривание иллюстраций и соотнесение их со словами текста
Побуждение к проговариванию действий
Рисование красками, акварелью и карандашами
Лепка пластилином
Аппликация
Экскурсия к памятнику героям ВОВ
Просмотр презентаций и видеофильмов
Посещение и принятие участия в школьных мероприятиях
Клубный час в старших класс на тема: «Птицы»
«Спорт и мы», «День здоровья»
Клубный час по нравственно-патриотическому воспитанию «День Победы»