МААМ-картинки

Конспект НОД «Богатырская тема в искусстве» с элементами технологии говорящей стены для подготовительной группы (4 фото)

Анна Михайловна
Конспект НОД «Богатырская тема в искусстве» с элементами технологии говорящей стены для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД «Богатырская тема в искусстве» (с элементами технологии говорящей стены «Картинная галерея»)

(для подготовительной группы)

Составила: Корякова А. М., старший воспитатель ВКК

Провели: Бизяева Н. В, воспитатель, I КК,

Самофеева В. Н., музыкальный руководитель, ВКК

Задачи:

продолжать знакомство с изобразительным и музыкальным искусством;

расширить знания детей о богатырях;

учить отвечать на вопросы связно, последовательно, развивать умение рассуждать и сравнивать;

развивать умение подбирать к словам антонимы;

Темочки:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших защитников.

Материалы: репродукции картин, мячик, клавесы на каждого ребенка, музыкальные фонограммы, музыкальный центр, головоломки для говорящей стены по теме занятия.

ХОД НОД

Вступительная часть.

В: В нашей детском саду в картинной галерее, расположенной перед входом в нашу группу, висят картины. Вы их уже видели, скажите о ком они?

В. Ребята, а вы хотите заглянуть в историческое прошлое нашей Родины и узнать, какие были защитники в старину – русские богатыри? Как богатырская тема отражалась в разных видах искусства: музыке и живописи?

В: Скажите, кто пишет картины? С помощью чего художник разговаривает с нами?

Глядя на картины, мы как бы узнаём о мыслях и чувствах художника. Сегодня я хотела бы вас познакомить с одной замечательной картиной, написанной художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Вы внимательно рассмотрите ее и подумайте, что хотел нам сказать художник.

Выслушивает детские высказывания.

Воспитатель дополняет рассказ детей: На картине изображен богатырский дозор. Во главе дозора стоит Илья Муромец – это самая большая фигура на полотне. Это – могучий непобедимый русский богатырь. Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей силе. Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шлема видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина.

Муромец держит на одной руке с легкостью огромную булаву, кажется, не замечает ее веса. В другой - держит с такой же легкостью огромное копье. Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое – могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.

Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства. Несмотря на то, что в былинах говориться о молодом Добрыне, Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя. Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове – он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен – он чует недруга.

Алеша Попович – самый молодой богатырь. Он по-юношески весел и светел. Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на службе – мы видим их. Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы выразительные глаза, а подбородок и губы – подчеркнуто мягкие. Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается удивительной силой и сообразительностью. Алеша воплощает смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это, тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.

В: обратите внимание на природу. На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели, которые символизируют русскую землю. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие богатырей.

Обратите внимание на краски, которые взял художник для изображения природы: (какого цвета больше вокруг богатырей) зеленые оттенки: темно-зеленый и светло-зеленый цвета, чтобы показать всю красоту русской природы. Так же мы видим, желтые и коричневые оттенки. Обратите внимание на небо, какое оно? Небо затянуто тучами, что говорит о надвигающейся опасности.

Сами богатыри изображены с помощью серых и коричневых цветов, что подчеркивает их мужество и уверенность в своей победе.

В: В целом, какое настроение у вас вызвала эта картина? Верно, она вызывает настроение радости, гордости, уверенности в победе и в то же время некоторой тревожности.

Давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот». Дети встают на ноги, передают мячик по кругу и отвечают на вопрос воспитателя (Храбрый, сильный, быстрый, добрый, большой, побеждать).

Конспект НОД «Богатырская тема в искусстве» с элементами технологии говорящей стены для подготовительной группы

Музыкальный руководитель. К Богатырской теме обращались и композиторы. Скажите, пожалуйста, с помощью чего с нами общаются композиторы, передают свои чувства и мысли? Ответы детей.

М. Р. Верно, с помощью музыки. Послушайте, пожалуйста, произведение Модеста Петровича Мусоргского «Богатырские ворота»

Слушание

-Ребята, определите характер этой музыки «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского.

Дети предлагают варианты: богатырская, мощная, сильная, торжественная, плавная мелодия, величественная, громкая.

М. Р. Молодцы, композитор с помощью музыкального произведения, как художник нарисовал нам, образ сильного могучего русского народа, который сможет победить любого врага.

Артикуляционная игра «Всадники» с клавесами

Музыкальный руководитель

Дети, а сейчас давайте представим себя всадниками на конях.

Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».

Если не очень громкая музыка (1-я и 3-я части, то дети щелкают языком, вытянув губы вперед. Если громко звучит музыка (2-я, средняя часть, то щелкают громко, широко растянув рот в улыбке

Фото «Богатырская тема в искусстве»

В: Известны имена очень многих богатырей, как вы думаете, дети, есть ли среди них женские имена?

В. Да, среди богатырей были женщины-воительницы, они, как мужчины, охраняли границы Руси, не пускали иноземных захватчиков на Родину, вели с ними непримиримые бои. Их еще называли поляницами – то есть те, кто ездил в поле совершать богатырские подвиги.

Воспитатель выставляет картину Константина Алексеевича Васильева «Настасья Микулишна».

Посмотрим на картину об одной из таких поляниц. Она называется «Настасья Микулишна», написал ее художник Константин Алексеевич Васильев. Посмотрите на нее внимательно и подумайте, что хотел нам художник рассказать об этой женщине.

Она одета в кольчугу, на голове шлем. В правой руке копье с красным древком, а левой она опирается на красный щит. Как вы думаете, какое у нее настроение? (ответы детей) Да, воинственное, мы видим, что Настасья Микулишна готова к бою. Посмотрите, у ее ног лежит богатырская перчатка. Куда воительница смотрит, как вы думаете? Кто сзади нее? Красивый, мощный белый конь. Он прислонился к Настасье Микулишне и как бы подбадривает ее, наклонил голову. Как вы думаете, Настасья Микулишна любит своего коня? Посмотрите на картину и подумайте, почему художник выбрал такое построение – узкий длинный прямоугольник? Наверное, он не хотел отвлекать внимание от самой воительницы. Вытянутое полотно картины подчеркивает статность, стройность, величественность и красоту героини, а тонкие рябинки, растущие перед ней, помогают нам понять, что эта женщина посвятила себя очень нелегкому мужскому ратному труду.

Муз. рук. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снова послушать музыкальное произведение и решить, к какой из двух картин оно больше подходит.

«Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский.

«Богатырская симфония» Александр Бородин

«Полька»

Пластический этюд под музыку

Перед вами две картины, на которых изображены защитники земли русской. Каждую из картин художники писали очень долго, много лет. Художники посещали музеи, читали много былин, изучали их. Все это делали для того, чтобы очень правдиво изобразить героев на картине. Но, мы с вами, обратили внимание и на то, что на картине важны не только главные герои. Большое значение имеет на картине каждая деталь. Даже краски художники выбирал очень тщательно: чтобы мы могли увидеть всю красоту русской природы и силу русских богатырей. То же самое касается и композиторов, каждое музыкальное произведение рождалось только после длительной подготовки, чтобы передать нам, слушателям, нужный характер.

Конспект НОД  с элементами технологии говорящей стены для подготовительной группы - фото

В. Как вы думаете, ребята, богатыри жили на нашей земле только в прошлом, сейчас мы можем их встретить среди нас?

Ответы детей

Конечно. Богатырь – это воин из далекого прошлого, но и сейчас среди нас живут настоящие защитники, честные, смелые, сильные. Как вы думаете, людей, какой профессии мы могли бы сравнить с богатырями? (Пожарные, полицейские, спасатели, спортсмены и, конечно же, солдаты)

Заключение.

В: Как вы думаете, легко ли быть художником, композитором? Почему настоящие картины и музыкальные произведения называют искусством? Какое произведение вам больше понравилось? Ответы детей.

В: В картинной галерее нашего детского сада, на противоположной от картин стене расположены рамки для ваших рисунков. Там вы сможете попробовать изобразить своего богатыря или что-то еще, что вы захотите, попробовать свои силы в живописном искусстве. А также я там размещу вот такую интересную головоломку. Вам нужно будет найти в ней спрятанные слова про богатырей и обвести их. Если будет сложно, то попросите помощи у ваших родителей.

Фото №1 Конспект НОД Богатырская тема в искусстве с элементами технологии говорящей стены Картинная галерея для подготовительной группы Состави ла Корякова А
Публикации по теме:

«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Фотодерево группы «Дружба» как элемент «говорящей стены»Фотодерево группы «Дружба» как элемент «говорящей стены» По современным образовательным стандартам востребована технология "Говорящие стены". Хочу поделить вариантом оформления, который мы назвали.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Богатырская тема в искусстве» с элементами технологии говорящей стены для подготовительной группы
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 12:20
+228Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Богатырская тема в искусстве» с элементами технологии говорящей стены для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Анна Михайловна (УИ 719170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД