Елена Пермякова
Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №3»
Проект
«Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Подготовила воспитатель Пермякова Е. А.
г. Кашира 2018г
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта: Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.
Задачи проекта:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
-воспитывать познавательный интерес, любознательность.
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- развивать мелкую моторику.
- создать в группе предметно- развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.
- повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4лет»
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
- изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков
- обогащение предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в группе.
- сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению во время занятия по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.
Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей :
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).
Виды дидактических игр :
Игры - забавы.
Настольно - печатные.
Словесные.
Музыкальные.
Обязательным элементом дидактическим игр является :
Отражение учебного материала.
Выделение игровых задач.
Наличие правил.
Действия играющих.
Подведение итогов игры.
Классификация игр:
1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
2 этап- практический
3 этап-заключительный
Подготовительный этап:
- анализ и подбор методической литературы, материалы, дидактических игр
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОСТ
- подбор консультации и рекомендации для родителей
- создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Дидактические игры с детьми : а) игры направленные на развития зрительного восприятия (цвет, форма, величина)
б) игры направленные на развитие слухового восприятия (слуховое внимание, тембр)
в) игры направленные на развития моторики предметы-вкладыши, дидактические игрушки, различные виды застежек (пуговицы, кнопки)
г) игры с цветным конструктором крупного размера, с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме, с матрешками, геометрическими вкладышами и т. д.
д) мозаика: настольная и напольная
е) настольно-печатные дидактические игры
2. Самостоятельные игры детей
3. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок
Перспективный план работы по проекту
Сентябрь
Д/и «Собери пирамидку» Цель: Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
Рисование «Цветные шары» Цель: учить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.
Аппликация «Красивые флажки» Цель: учить чередовать изображения по цвету.
Октябрь
Лепка «Большие и маленькие морковки» Цель: учить лепить предметы удлиненной формы
Д/и «Построим башню» Цель: познакомить способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой маленький).
Д/и «Веселые матрешки» Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Рисование «Украшение фартука» Цель: Развивать цветовое восприятие.
Ноябрь
Д/и «Грибы на полянке» Цель: учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.
Аппликация «В нашем городе построен большой дом» Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.
Д/и «Разложи фигурки по домикам» Цель: учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Декабрь
Д/и «Ленточки» Цель: учить сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения и приложения.
Д/и «Прищепка» Цель: развивать мелкую моторику рук
Аппликация «Бусы на елку» Цель: закреплять знания о круглой и овальной формах.
Рисование «У кого какой домик» Цель: закреплять представления о различии предметов по величине
Январь
Д/и «Сравни по высоте» Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Д/и «Сделаем матрешке бусы» Цель: закрепить умение чередовать предметы по цвету, учить сравнивать три предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий.
Рисование «Украшение платочка» Цель: развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Д/и «Тактильные мешочки» Цель: развивать тактильные качества, мелкую моторику рук.
Февраль
Лепка «Мы лепили снеговика» Цель: продолжить учить лепить круглые предметы.
Д/и «Башенки для гномиков» Цель: Закрепить знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д/и «Геометрическое лото» Цель: познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.
Рисование «Украсим полосочку флажками» Цель: учить рисовать предметы прямоугольной формы
Аппликация «Самолеты» Цель: учить составлять изображения из деталей.
Март
Д/и «Тут и там» Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами тут, там, далеко, близко
Д/и «Поручение» Цель: обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Д/и «Сложи из палочек» Цель: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику
Апрель
Разрезные картинки Цель: развивать сенсорное способности детей, умение по части восстанавливать целое
Лепка «Чашечка» Цель: учить лепить, упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.
Игра с крышками Цель: развивать мелкую моторику
Д/и «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета, умение подбирать предметы по цветовому тождеству
Май
Д/и «Забавные лодочки» Цель: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) тонут. Организовать детское экспериментирование.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания их длины.
Д/и «Летящие бабочки» Цель: Закреплять знания детей о цвете предметов, умение соотносить предметы по цвету.
Работа с родителями:
1)Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию в умственном развитии детей»
2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей.
3) Наглядная информация: папки передвижка «Развиваем сенсорику дома»
4)Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап:
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития воображения;
-развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы.
На основании этого определив содержание работы педагога в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрить дидактические игры, которые эффективно влияют в развитии сенсорного восприятии формы, цвета и величины. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Используемая литература:
1) «Детство» Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г.
2) Лебедева А. Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» Москва, «Школьная пресса» 2004
3) М. Д. Маханева, С. В. Рещинова «Игровое занятие с детьми от 1до з лет»
4) Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнение по сенсорерму воспитанию дошкольников» М. : Просвещение, 1997
5) Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство «Мозаика»- Синтез 2009
6) Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. Просвещение 2010