Елена Бахтина
Этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Можно выделить основные этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр, которые использовались в работе.
1 этап – подготовительный.
Целью данного этапа являлось обогащение опыта и представлений детей о сенсорных эталонах. Одним из основных условий обогащения опыта перцептивных действий и развития сенсорных способностей является насыщение данным содержанием предметно-развивающей среды. С этой целью в группе силами родителей и воспитателей был создан центры сенсорного развития, подобран материал, игры для изучения разных источников света, для продуктивной деятельности и игровых ситуаций. Подготовлены ресурсы (дидактические игры, атрибуты для игр, маски, декорации для театрализованного представления, необходимые для осуществления проекта.
Публикация «Этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2 этап – основной.
Основной этап направлен на создание интересного пространства, способствующего развитию сенсорных способностей детей раннего возраста. На данном этапе в дидактических играх мы использовали такие методы и приемы как экспериментирование с разными источниками света, наблюдения, игровые ситуации, сюрпризные моменты, беседы, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность. Работа с детьми проводилась по подгруппам и индивидуально.
3 этап – заключительный.
Заключительный этап направлен на закрепление усвоенных умений и навыков. Вся система работы проводится одновременно со всеми детьми и их родителями.
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей посредством дидактических игр включают в себя:
• формирование сенсорных эталонов;
• обучение способам обследования предмета, а также различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия;
• развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Понимая, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий, игры с детьми раннего возраста проводила непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда дети находились в хорошем настроении, не испытывали чувства голода и не чувствовали себя уставшими.
Продолжительность занятия-игры не превышала 7 минут — этого времени было достаточно для того, чтобы чему-то научить ребенка и не дать ему заскучать.
Представляю примеры работы с детьми от 1 до 3 лет.
Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволили ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.
Начальная группа — дети от года до двух лет:
1. Перед детьми разложила яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере показала, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
2. Разобрала пирамидку и показала ребенку, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
3. Подготовила несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасалась поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождала действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка — это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток — нежного и скользящего, шерстяной носок — колючего и жесткого. Тренировались со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
4. Играла с ребенком в гримасы перед зеркалом. Показывала, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, просила ребенка показать, какие лица умеет делать он.
5. Ребенка, знакомого с фруктами, попросила описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами.
Для детей в возрасте от двух до трех лет:
1. Разложила в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросила ребенка на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
2. Показала и рассказала ребенку, как работать с пазлами и с мозаикой, фантазировали вместе, собирали картину или целую композицию.
3. Играла с детьми раннего возраста в ассоциации. Просила подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол».
В заключение отметим, что сенсорное развитие в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к развитию сенсорных способностей, адекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.