Елена Бахтина
Этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Можно выделить основные этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр, которые использовались в работе.
1 этап – подготовительный.
Целью данного этапа являлось обогащение опыта и представлений детей о сенсорных эталонах. Одним из основных условий обогащения опыта перцептивных действий и развития сенсорных способностей является насыщение данным содержанием предметно-развивающей среды. С этой целью в группе силами родителей и воспитателей был создан центры сенсорного развития, подобран материал, игры для изучения разных источников света, для продуктивной деятельности и игровых ситуаций. Подготовлены ресурсы (дидактические игры, атрибуты для игр, маски, декорации для театрализованного представления, необходимые для осуществления проекта.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2 этап – основной.
Основной этап направлен на создание интересного пространства, способствующего развитию сенсорных способностей детей раннего возраста. На данном этапе в дидактических играх мы использовали такие методы и приемы как экспериментирование с разными источниками света, наблюдения, игровые ситуации, сюрпризные моменты, беседы, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность. Работа с детьми проводилась по подгруппам и индивидуально.
3 этап – заключительный.
Заключительный этап направлен на закрепление усвоенных умений и навыков. Вся система работы проводится одновременно со всеми детьми и их родителями.
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей посредством дидактических игр включают в себя:
• формирование сенсорных эталонов;
• обучение способам обследования предмета, а также различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия;
• развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Понимая, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий, игры с детьми раннего возраста проводила непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда дети находились в хорошем настроении, не испытывали чувства голода и не чувствовали себя уставшими.
Продолжительность занятия-игры не превышала 7 минут — этого времени было достаточно для того, чтобы чему-то научить ребенка и не дать ему заскучать.
Представляю примеры работы с детьми от 1 до 3 лет.
Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволили ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.
Начальная группа — дети от года до двух лет:
1. Перед детьми разложила яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере показала, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
2. Разобрала пирамидку и показала ребенку, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
3. Подготовила несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасалась поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождала действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка — это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток — нежного и скользящего, шерстяной носок — колючего и жесткого. Тренировались со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
4. Играла с ребенком в гримасы перед зеркалом. Показывала, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, просила ребенка показать, какие лица умеет делать он.
5. Ребенка, знакомого с фруктами, попросила описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами.
Для детей в возрасте от двух до трех лет:
1. Разложила в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросила ребенка на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
2. Показала и рассказала ребенку, как работать с пазлами и с мозаикой, фантазировали вместе, собирали картину или целую композицию.
3. Играла с детьми раннего возраста в ассоциации. Просила подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол».
В заключение отметим, что сенсорное развитие в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к развитию сенсорных способностей, адекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.