Наталья Андреева
Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр.
В исследованиях отечественных психологов А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития.
Публикация «Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.
При недооценке важности этой проблемы, по мнению К. В. Бардина, можно получить негативные результаты. "Не заложите этих основ - и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями".
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Исходя из вышесказанного, считаем, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
ФГОС дошкольного образования трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Сенсорная дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов.
В процессе сенсорной дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Дидактические игры активно используются в организованной образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, на прогулках и в режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития интеллектуально-познавательных способностей детей.
Работая над темой “Развитие интеллектуально – познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр», необходимо показать эффективность сенсорных дидактических игр. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть значение сенсорных дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
2. Сформировать сенсорные способности.
3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и кругозор детей.
4. Оценить эффективность использования сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по интеллектуально-познавательному развитию, которые необходимо учитывать в своей работе.
Для детей младшего дошкольного возраста, надо поддерживать детское любопытство через экспериментирование, развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Большое значение имеет организация деятельности детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур) и формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие; учу подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Чтобы максимально сформировать и поддержать потребности детей к познанию, в группе должен быть выделен центр сенсорного развития, как правило, это один из самых любимых центров воспитанников, в нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Весь дидактический материал должен находиться в свободном доступе, чтобы ребёнок смог пользоваться им как индивидуально, так и в совместных играх с взрослыми и сверстниками.
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Чтобы родители стали помощниками, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится. Родителей необходимо привлекать к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию, используя самые простые и доступные материалы: пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру) : бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук); «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т. д. ; ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений); цветные крышки – для продевания шнурков. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине.
Прежде чем предложить родителям изготовить игру, через анкетирование необходимо выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, узнать, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях проводятся тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагают проведение мини – практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, в проведении интеллектуальных игр дома или демонстрацию работы. Совместно с родителями необходимо обсудить, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подобрать такие предметы, которые смогли развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.
Примером таких дидактических игр являются :
• «Подари иголки ёжику»
• «Лучики для солнышка»
• «Накорми колобка»
Эти игры помогают детям в развитии мелкой моторики рук, а значит, способствуют развитию речи, подготовки руки к письму.
С помощью дидактических игр :
• «Яблонька»;
• «Цветочки»;
• «Бусы» -
дети закрепляют основные цвета, учатся различать понятия «один» и «много», развивают мелкую моторику рук.
• «Сенсорная юбка» с использованием пуговиц, молний, шнурков ленточек способствует развитию действий детей с предметами, помогает закрепить цвет предметов, развивает детские пальчики.
Все эти игры способствуют умственному развитию дошкольников.
Отбирая игры, воспитатель должен продумать, какие программные задачи будут решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале разбирается игра с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие, детально продумывается, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Надо помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, через дидактические игры сообщатся доступные знания, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы.
Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера : научить различать величину, форму, цвет.
Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение контролировать свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.
Воспитанники уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.
Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.
Становится очевидным, что роль сенсорной дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.
Создавая условия для формирования интеллектуально – познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.
Литература.
1Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Детство-Пресс 2005.
2. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М. : 1996
3. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательныхпроцессов. Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : 1998.
4. Серия журналов «Школа семи гномов». 2015 год
5. Умные Пальчики. И. А. Лыкова. Издательский дом «Цветной мир»
6. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М 2013.
7. Пред математические игры для детей младшего дошкольного возраста издательство «Детство-пресс» 2015г