Селиванова Татьяна Алексеена
Проект в первой младшей группе «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через использование дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через использование дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Цель проекта: формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактические игры.
Задачи проекта:
• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители и специалисты.
Сроки реализации: сентябрь-май.
Этапы проекта:
1- подготовительный (сентябрь);
2- основной (октябрь –апрель);
3- заключительный (май).
Предполагаемые результаты проекта:
• пополнена предметно-развивающая среда;
• сформирована картотека игр.
Дети умеют:
• - выделять ряд свойств и качеств и называть их:
• - группировать предметы по величине, форме, цвету.
• - сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения.
• - различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание.
• - собирать целое из 4-6 частей.
• - в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Дети различают понятия :
• величина (большой, маленький, одинаковые)
• форма (круг, квадрат, треугольник)
• вес (легкий, тяжелый)
• свойства материалов (прочность, твердость, мягкость)
• структура поверхности (гладкая шероховатая)
Повысилась педагогическая компетенция родителей в вопросах сенсорного развития детей.
Примерное перспективное планирование
Сроки Тема Задачи
Сентябрь
1 неделя Д. и. «Соберем петушка» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
2 неделя. Д. и. «Вкладыши и башенки» .Знакомить с величиной в ходе практических действий.
3 неделя. Д. и. «Веселые матрешки». Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
4 неделя. Д. и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Октябрь
1 неделя. Д. и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.
2 неделя. Д. и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывании и раскладывание цветных колпачков.
3 неделя. Д. и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
4 неделя. Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Ноябрь
1 неделя. Д. и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
2 неделя. Д. и. «Соберем пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
3 неделя. Д. и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
4 неделя. Д. и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.
Декабрь.
1 неделя. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.
2 неделя. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.
3 неделя. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета.
4 неделя. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Январь
1 неделя. Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
2 неделя. Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
3 неделя. Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
4 неделя. Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Февраль
1 неделя. Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.
2 неделя. Д. и. «Сделаем матрешки бусы».Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
3 неделя. Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
4 неделя. Д. и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Март.
1 неделя. Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
2 неделя. Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
3 неделя. Д. и. «Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
4 неделя. Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Апрель.
1 неделя. Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.
2 неделя. Д. и. «Что потеряли котятки». «Чудесный мешочек». Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
3 неделя. Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей».Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
4 неделя. Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.
Май
1 неделя. Д. и. «Ловись, рыбка». Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
2 неделя. Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.