Фатимат Темирканова
«Развитие речи у дошкольника через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста: 1)подвижные игры; 2)творческие ролевые игры, игры драматизация. 3)дидактические игры; У всех видов игры есть единая задача-умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игра. Здесь развитие речи играет главную, основную роль. 1)Подвижные игры. Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций. В младших группах детям нравится игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее. Применение считалок, распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановкой продукции. Из своего опыта работы я выделила следующие важные моменты при проведение подвижных игр: 1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движений. 2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно выделяя ритмичные движения и не утрируя его, ни в коем случае не переходя по чтению по слогам. 3. Предварительно разучивать текст с детьми не следуют, они постепенно запоминает его в процессе игры. В начале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произношение ими текста, не допускать крика в тех случаях когда возрастает эмоциональный подъем. 4. Произносить текст нужно звонким достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.
Публикация «„Развитие речи у дошкольника через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
]2)Творческие ролевые игры и игры драматизации. Творческие ролевые игры и игры-драматизации, театрализованные игры тесно связанны между собой. В основу тех и других лежит отображение событий действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями развивает интерес литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных картинок с «Забавными прищепками». А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы. С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку. Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят, изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, помогает ребёнку поставить себя на место изображаемого героя Сюжетного - ролевые игры занимают ведущее место самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательное и эмоциональное сторона взаимоотношений детей находит своё выражение в жестах, в мимике и в совершенствовании речи. 3)Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитание детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности. Дидактические игры играют большую роль в развитий речи дошкольников-это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесные. В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В старшем школьном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словарные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры проводят во все возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучение детей старшего дошкольного возраста, так как способствует подготовке ребят к школе: развивают умение слушать педагога,быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребёнок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты. Для всех перечисленных выше игр, необходимо правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламации которые ведёт сам воспитатель,вначале служат первыми образцы для подражания. Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания.
Игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.
Проводимая работа дает положительные результаты. Но на этом я останавливаться не буду, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми.
«Забавные прищепки» сказка «Репка»
Бибабо-это простейшая кукла состоящая из головы и платья в виде перчатки