Получи документы

Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность

Гниатуллина Гузял
Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе всегда уделяю внимание игре: как к современной, так и к народной.

Актуальность.

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей, воспитывает чувство толерантности.

Очень важно приобщать детей к традициям своего народа с самого детства. И здесь они видят всю красоту национальной культуры. Это очень нужная и важная задача в воспитании.

Публикация «Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность» размещена в разделах

Цель:воспитание интереса детей к традициям башкирского народа; формирование творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к башкирской национальной культуре.

Дошкольник – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

У нас в разновозрастной группе подобран содержательный материал в «Центре краеведения» с учетом проявлений интересов детей. Можем увидеть здесь уютные сюжетно-игровые уголки, где представлен дидактический материал по ознакомлению с историей башкирского народа (макеты юрты, куклы в национальной одежде, предметы быта, пчеловодство, коневодство и сюжеты современной сельской жизни.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Приобщение детей к культуре башкирского народа строю на основе игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Особенно полезна вступительная беседа, проведенная перед ознакомлением с народной игрой. Например, перед башкирской игрой «Юрта» объясняем детям, что это такое, рассказываем о культуре и быте башкирского народа.

У башкирского народа есть такая традиция - хранить все самое лучшее. Дорогие и старинные изделия хранились в сундуке и предавались они детям и внукам из поколения в поколение. И у на в группе есть такой сундук. Там хранится много интересного. Хотите узнать, что там? Так из сундука достается башкирский костюм. С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, знакомятся с башкирским орнаментом. Башкирский национальный костюм – это настоящее произведение искусства. Платье у башкирки украшено оборками, атласными лентами.

А это камзол. Чем он расшит? /монетами/. Камзол – это короткая безрукавка.

Поверх платья надевали еще длинный кафтан, который называется елян. Наряд дополняет женский головной убор – кашмау, который закрывает голову, а длинная полоса – затылок. Его украшали кораллами, монетами, вышивками.

Сулпы – головное украшение для башкирской девушки, он украшен монетами и бусинами.

Одежда башкирки украшена монетами, кораллами, подвесками. Украшения при ходьбе издавали мелодичный звон. Поэтому в народе говорят : «Башкирку прежде услышишь, чем увидишь».

Посмотрите на ряд картинок и назовите, что лишнее?

Проводится игра «Что лишнее?»/сарафан, башкирское платье, камзол, елян/ Почему, так вы думаете?

Свои впечатления дети стараются отобразить в рисовании при раскрашивании моделей башкирской одежды.

Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма.

Детям нравится также дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме)

Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры»группе самостоятельно дети играют в национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент». Очень нравятся дидактические игры: «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо», «Мой Башкортостан».

В другой раз из сундука достаем палас. Рассматриваем геометрический орнамент, который состоит из кругов, точек, ромбов, крестов, звезд.

Основной цвет орнамента - это фон. Он обычно бывает черным красным или желтым. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Собери палас»

Игра «Собери палас» / на столах полоски трех цветов: красный, желтый, черный/.

Я вам раздам лоскутки с орнаментом. За столом, где желтый кружок собираем палас на желтом фоне, где красный кружок – на красном фоне, где черный кружок – на черном фоне. Вот вы объединились в команды, присаживайтесь за свой стол.

Дальше дети достают из сундука платок. Что это? Я предлагаю им поиграть с этими платками в башкирскую игру «Юрта».

Какие звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах?

Мы с вами познакомимся с башкирскими музыкальными инструментами. (Достаю из сундука кубыз).

Кубыз –это небольшой башкирский национальный музыкальный инструмент. Он представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. Когда на нем играют - звучит тихая нежная мелодия (послушайте игру на кубызе).

(Достаю курай из сундука) Посмотрите на него. Правильно, курай. Ребята, курай - самый древний музыкальный инструмент. По форме он напоминает дудку, делают этот инструмент из стебля растения, который в народе так и называется дудник, а по - башкирски – курай.

Давайте послушаем, как звучит курай?

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Какая замечательная мелодия!

Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

В зависимости от возраста ребенка народная педагогика на протяжении веков выработала конкретный характер и уровень сложности игр. Например, имеются игры, в которых ребенок познает не только окружающий их мир, членов семьи, родных, но и самого себя.

Загибая пальцы, перечисляем имена, живущих в доме членов семьи, или называем предметы, имена детей, которые ходят вместе в одну группу. Игру на пальчиках можно повторять изо дня в день, и ребенок постепенно знакомится с окружающей его действительностью, усваивает новые слова. Это еще прекрасная возможность для дифференцированной работы с ребенком.

Это пальчик дедушка, Это дедушке,

Это пальчик бабушка, Это бабушке,

Это пальчик папочка, Это отцу,

Это пальчик мамочка, Это матери,

Это пальчик я, Это мне

Вот и вся моя семья!

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Игры детей старшего возраста отличаются от игр детей младшего возраста богатством и многообразием своего содержания. По мере взросления ребенка игра становится богаче, расширяется его фантазия. Очень любят они игры «Белый тополь, синий тополь», «Пройди через ворота», «Кошка и мышка», «У кого кольцо», «Мы веселые ребята». Эти игры имеют ведет к достижению определенной цели, к результату. Здесь ребенок может определить свои возможности, развивается разносторонне по ловкости, догадливости, терпеливости.

Популярны такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

Башкирские подвижные игры : «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы» стали любимыми играми в группе.

Проводим сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»; игровое развлечение «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».

Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта», «Встреча гостей».

Опыт показывает, что башкирские народные игры являются эффективным средством интернационального воспитания детей. Они позволяют решать следующие задачи:

- укрепление организма;

- формирование двигательных навыков;

- развитие творческих способностей дошкольника;

-формирование нравственных качеств, силы воли и целеустремленности;

- развитие самостоятельности и организаторских способностей.

Игровая деятельность служит важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект социально-нравственного воспитания.

Так, через игровую деятельность дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры.

Публикации по теме:

«Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно — игровую деятельность». Методическая разработка. «Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно – игровую деятельность».

Быт башкирского народаБыт башкирского народа Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений через игровую деятельность Вторая младшая группа Тема: «В гости к временам года» Задачи: Формировать умение различать цвета, ориентироваться на их однородность при.

Конспект НОД По развитию познавательной активности детей через игровую деятельность «Грибочки для ёжика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка» Конспект НОД по развитию.

Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

План-конспект коммуникативного общения через совместную игровую деятельность в средней группе «Волшебный цветок» Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Виды детской.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельностьПриобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельность Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное.

Семинар «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» СЕМИНАР «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» Цель: обогащение представлений педагогов о сенсорном развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность
Опубликовано: 20 марта 2017 в 16:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Гниатуллина Гузял в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД