Гниатуллина Гузял
Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе всегда уделяю внимание игре: как к современной, так и к народной.
Актуальность.
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей, воспитывает чувство толерантности.
Очень важно приобщать детей к традициям своего народа с самого детства. И здесь они видят всю красоту национальной культуры. Это очень нужная и важная задача в воспитании.
Публикация «Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность» размещена в разделах
Цель:воспитание интереса детей к традициям башкирского народа; формирование творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к башкирской национальной культуре.
Дошкольник – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.
У нас в разновозрастной группе подобран содержательный материал в «Центре краеведения» с учетом проявлений интересов детей. Можем увидеть здесь уютные сюжетно-игровые уголки, где представлен дидактический материал по ознакомлению с историей башкирского народа (макеты юрты, куклы в национальной одежде, предметы быта, пчеловодство, коневодство и сюжеты современной сельской жизни.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Приобщение детей к культуре башкирского народа строю на основе игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире, об обычаях и культуре башкирского народа. Особенно полезна вступительная беседа, проведенная перед ознакомлением с народной игрой. Например, перед башкирской игрой «Юрта» объясняем детям, что это такое, рассказываем о культуре и быте башкирского народа.
У башкирского народа есть такая традиция - хранить все самое лучшее. Дорогие и старинные изделия хранились в сундуке и предавались они детям и внукам из поколения в поколение. И у на в группе есть такой сундук. Там хранится много интересного. Хотите узнать, что там? Так из сундука достается башкирский костюм. С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, знакомятся с башкирским орнаментом. Башкирский национальный костюм – это настоящее произведение искусства. Платье у башкирки украшено оборками, атласными лентами.
А это камзол. Чем он расшит? /монетами/. Камзол – это короткая безрукавка.
Поверх платья надевали еще длинный кафтан, который называется елян. Наряд дополняет женский головной убор – кашмау, который закрывает голову, а длинная полоса – затылок. Его украшали кораллами, монетами, вышивками.
Сулпы – головное украшение для башкирской девушки, он украшен монетами и бусинами.
Одежда башкирки украшена монетами, кораллами, подвесками. Украшения при ходьбе издавали мелодичный звон. Поэтому в народе говорят : «Башкирку прежде услышишь, чем увидишь».
Посмотрите на ряд картинок и назовите, что лишнее?
Проводится игра «Что лишнее?»/сарафан, башкирское платье, камзол, елян/ Почему, так вы думаете?
Свои впечатления дети стараются отобразить в рисовании при раскрашивании моделей башкирской одежды.
Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма.
Детям нравится также дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме)
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры».В группе самостоятельно дети играют в национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент». Очень нравятся дидактические игры: «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо», «Мой Башкортостан».
В другой раз из сундука достаем палас. Рассматриваем геометрический орнамент, который состоит из кругов, точек, ромбов, крестов, звезд.
Основной цвет орнамента - это фон. Он обычно бывает черным красным или желтым. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Собери палас»
Игра «Собери палас» / на столах полоски трех цветов: красный, желтый, черный/.
Я вам раздам лоскутки с орнаментом. За столом, где желтый кружок собираем палас на желтом фоне, где красный кружок – на красном фоне, где черный кружок – на черном фоне. Вот вы объединились в команды, присаживайтесь за свой стол.
Дальше дети достают из сундука платок. Что это? Я предлагаю им поиграть с этими платками в башкирскую игру «Юрта».
Какие звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах?
Мы с вами познакомимся с башкирскими музыкальными инструментами. (Достаю из сундука кубыз).
Кубыз –это небольшой башкирский национальный музыкальный инструмент. Он представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. Когда на нем играют - звучит тихая нежная мелодия (послушайте игру на кубызе).
(Достаю курай из сундука) Посмотрите на него. Правильно, курай. Ребята, курай - самый древний музыкальный инструмент. По форме он напоминает дудку, делают этот инструмент из стебля растения, который в народе так и называется дудник, а по - башкирски – курай.
Давайте послушаем, как звучит курай?
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Какая замечательная мелодия!
Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
В зависимости от возраста ребенка народная педагогика на протяжении веков выработала конкретный характер и уровень сложности игр. Например, имеются игры, в которых ребенок познает не только окружающий их мир, членов семьи, родных, но и самого себя.
Загибая пальцы, перечисляем имена, живущих в доме членов семьи, или называем предметы, имена детей, которые ходят вместе в одну группу. Игру на пальчиках можно повторять изо дня в день, и ребенок постепенно знакомится с окружающей его действительностью, усваивает новые слова. Это еще прекрасная возможность для дифференцированной работы с ребенком.
Это пальчик дедушка, Это дедушке,
Это пальчик бабушка, Это бабушке,
Это пальчик папочка, Это отцу,
Это пальчик мамочка, Это матери,
Это пальчик я, Это мне
Вот и вся моя семья!
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Игры детей старшего возраста отличаются от игр детей младшего возраста богатством и многообразием своего содержания. По мере взросления ребенка игра становится богаче, расширяется его фантазия. Очень любят они игры «Белый тополь, синий тополь», «Пройди через ворота», «Кошка и мышка», «У кого кольцо», «Мы веселые ребята». Эти игры имеют ведет к достижению определенной цели, к результату. Здесь ребенок может определить свои возможности, развивается разносторонне по ловкости, догадливости, терпеливости.
Популярны такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.
Башкирские подвижные игры : «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы» стали любимыми играми в группе.
Проводим сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»; игровое развлечение «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».
Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта», «Встреча гостей».
Опыт показывает, что башкирские народные игры являются эффективным средством интернационального воспитания детей. Они позволяют решать следующие задачи:
- укрепление организма;
- формирование двигательных навыков;
- развитие творческих способностей дошкольника;
-формирование нравственных качеств, силы воли и целеустремленности;
- развитие самостоятельности и организаторских способностей.
Игровая деятельность служит важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект социально-нравственного воспитания.
Так, через игровую деятельность дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры.