Гульнара Маликова
Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондратьевой»
Введение …. 3-4
1. Теоретические аспекты применения игровой методики «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондратьевой …5-6
2. Практические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игровой методики «Пифагорик»….…7-9
Заключение …. 10
Список литература
Введение
Публикация «Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику „Пифагорик“» размещена в разделах
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС мы предлагаем для формирования и развития математических представлений у дошкольников игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондраьевой.
Программа развития у детей дошкольного возраста математических представлений разрабатывалась с позиций соединения математического и логического содержания. По мнению исследователей (Ж. Пиаже, г. Дональдсон, Г. Гарднер и др., логико - математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификация и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка части и целого.
Особо значимым стало признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша и цветных счетных палочек Х. Кюизенера основным дидактическим средством. Авторов новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стериатипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.
1. Теоретические аспекты применения игровой методики «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондратьевой
Сегодня логико-математические игры, как наиболее эффективный путь развития ребенка, конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят: оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически; представление возможных изменений объектов и предвидение результата; изменение ситуации, осуществление преобразования; активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.
Для современной методики характерное освоение детьми разнообразных геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Дети овладевают способами самостоятельно познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом, делением целого на части и объединением частей в целое, трансфигурацией и др. Это создает условия для социализации, вхождения в мир культуры. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных образовательных развивающих ситуациях, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослым (в ходе реализации проектов, в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах.
Направлений повышения интереса детей к познавательным играм современные педагоги могут использовать довольно много. Одно из них -внимательно относиться к подбору развивающих игр.
Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грамотности.
Предлагаемая нами игровая методика «Пифагорик», являющаяся универсальным способом обучению чтению, письму и счету одновременно.
Для ребенка игра- это жизнь. Через игру он постигает мир, познает себя и свое окружение, развивает ум, сообразительность, активизирует свое природное любопытство, учится общению, сопереживанию, творчеству.
Активность ребенка в развивающих играх зависит и от того, кто инициатор в освоении новой игры, кому принадлежит очередное открытие : «Играть надо вот так!»- ребенку или взрослому?
Как советуют психологи, новую игру не надо объяснять (цель, ход, правила, а необходимо активизировать самостоятельные проявления детей. Предлагаю использовать следующий алгоритм, в процессе которого инициатива развития игры принадлежит детям:
1-й этап- общая ориентировка в материале и комплекте игры (структура игры, наличие игровых полей, таблицы, карточки, их цвет и размер и т. д.);
2-этап- организация совместного поиска направлений развития игры (высказывания о том, как играть, использование аналогий, ассоциаций);
3-этап – определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместно с ребенком или взятого из приложения к игре) – на этом этапе допустимо проигрывание фрагментов игры с их последующим преобразованием, составление мини-ситуаций);
4- этап – уточнение цели и правил игры (если в этом есть необходимость);
5- этап – реализация хода игры (как совместной со взрослым);
6-этап – оценка результата (соотнесение задуманного с полученным).
Педагогическая поддержка ребенка в ходе развертывания игры состоит в высказывании и обсуждении предложений, мнений, советов; в использовании метода проб и ошибок, метода «мозгового штурма»; в стимулировании догадки; поиске хода игры по алгоритмическому предписанию (игротренинг) использовании креативных приемов.
2. Практические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игровой методики «Пифагорик»
Занятия с использованием игровой методики «Пифагорик» строятся как путешествие по сказкам, в ходе которых дети выполняют задания, направленные на развитие памяти и внимания, мышления и воображения. На развитие общей и ручной моторики, кечи, дошкольники знакомятся с основами грамоты и счета. Занятия способствуют решению проблем интеллектуального и эмоционального развития воспитанников, дошкольники учатся творческому многовариантному подходу к решению задач, учатся ставить перед собой цель, планировать способ ее реализации и достигать её.
Проведение комплексных занятий включает использование комплекта демонстрационных средств, иллюстрационного и текстового материала в виде карточек. При это на каждом занятии используется свой комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлено по одной цифре и букве алфавита. Педагог предлагает детям слово по теме модуля, дети находят цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или педагог задает ряд цифр, а ребенок составляет из букв слово.
Использование на занятиях игровой методики «Пифагорик» помогает детям быстро находить и правильно называть буквы, цифры, геометрические фигуры, читать, сочинять и конструировать.
В зависимости от возраста и степени подготовленности детям можно предлагать большое поле из 9 квадратов или любой из шести модулей из 4 квадратов.
Игровое поле - это город, в котором живут буквы. У каждой буквы есть свой дом под определенным номером от 1до 33, по количеству букв в алфавите. Дом каждой буквы имеет свою геометрическую форму-треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.
Опираясь на игровое поле детям предлагается выполнить задания.
1. Найди цифры и посчитай от 1 до 10; дальше от 10 до 20 (в прямом и обратном порядке).
2. Найди и назови буквы (услышанные от педагога, другого ребенка, в порядке алфавита и т. д.).
3. Выбери все прямоугольники (квадрат- это тоже прямоугольник) и сосчитай их (6, треугольники (17, трапеции (5, четырехугольники (15).
Цифры в скобках – правильный ответ для игрового поля из 9 квадратов.
4. Выбери фигуры одного типа (например, прямоугольники) и выпиши
(выбери из магнитной азбуки) буквы, которые живут в этих домах (в прямоугольниках – Ё, Ф, Ж, А, Р, С).
Для детей школьного возраста можно использовать более сложные задания.
1. Составь слова из этих букв (ЕЖ, ФАРА, ЖАР, САЖА и т. д.)
2. на карточках написано несколько цифр, эти цифры – адреса букв (например, на карточке записаны цифры: 12, 16, 20, 13, 10, 19, 1, найди буквы по адресам и составь из них слова (КОТ и ЛИСА).
Вспомни, какие сказки ты знаешь с этим сказочными героями (сказка «Кот, петух и лиса»). Найди недостающего героя (Петух).
Задания могут использоваться как в процессе обучения, так и для контроля усвоения знаний.
Заключение
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, составить алгоритм, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации.
Основная цель методики логико-математического развития – разработка и применение такого содержания, методов и приемов, которые обеспечивали бы в условиях развивающей предметно-пространственной среды интеллектуально-творческое развитие детей до школы. Акцент на развитие интеллектуально-творческих способностей детей средствами простейших видов математической деятельности не случаен, а предопределен опорой на основные теоретические положения как результат анализа научных направлений разных психолого-педагогических коллективов.
В настоящее время наиболее точно и полно определяется содержание математического развития детей как предматематическое с включением предлогического. Этим подчеркивается преемственность и взаимосвязь с системой обучения в начальной школе и направленность на развитие детей.
Литература
1. Гидзинская Л. Б., Кондратьева С. Ю. //Дошкольная педагогика – 2014г. - №10 С. 16-17.
2. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика – 2014г. - № 4 С. 22-23.
3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
3. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-368с.