Приложение МААМ

Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик»

Гульнара Маликова
Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондратьевой»

Введение …. 3-4

1. Теоретические аспекты применения игровой методики «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондратьевой …5-6

2. Практические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игровой методики «Пифагорик»….…7-9

Заключение …. 10

Список литература

Введение

Публикация «Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику „Пифагорик“» размещена в разделах

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Исходя, из целей и задач ФГОС мы предлагаем для формирования и развития математических представлений у дошкольников игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондраьевой.

Программа развития у детей дошкольного возраста математических представлений разрабатывалась с позиций соединения математического и логического содержания. По мнению исследователей (Ж. Пиаже, г. Дональдсон, Г. Гарднер и др., логико - математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификация и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка части и целого.

Особо значимым стало признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша и цветных счетных палочек Х. Кюизенера основным дидактическим средством. Авторов новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стериатипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.

1. Теоретические аспекты применения игровой методики «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю. Кондратьевой

Сегодня логико-математические игры, как наиболее эффективный путь развития ребенка, конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят: оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически; представление возможных изменений объектов и предвидение результата; изменение ситуации, осуществление преобразования; активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.

Для современной методики характерное освоение детьми разнообразных геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Дети овладевают способами самостоятельно познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом, делением целого на части и объединением частей в целое, трансфигурацией и др. Это создает условия для социализации, вхождения в мир культуры. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных образовательных развивающих ситуациях, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослым (в ходе реализации проектов, в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах.

Направлений повышения интереса детей к познавательным играм современные педагоги могут использовать довольно много. Одно из них -внимательно относиться к подбору развивающих игр.

Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грамотности.

Предлагаемая нами игровая методика «Пифагорик», являющаяся универсальным способом обучению чтению, письму и счету одновременно.

Для ребенка игра- это жизнь. Через игру он постигает мир, познает себя и свое окружение, развивает ум, сообразительность, активизирует свое природное любопытство, учится общению, сопереживанию, творчеству.

Активность ребенка в развивающих играх зависит и от того, кто инициатор в освоении новой игры, кому принадлежит очередное открытие : «Играть надо вот так!»- ребенку или взрослому?

Как советуют психологи, новую игру не надо объяснять (цель, ход, правила, а необходимо активизировать самостоятельные проявления детей. Предлагаю использовать следующий алгоритм, в процессе которого инициатива развития игры принадлежит детям:

1-й этап- общая ориентировка в материале и комплекте игры (структура игры, наличие игровых полей, таблицы, карточки, их цвет и размер и т. д.);

2-этап- организация совместного поиска направлений развития игры (высказывания о том, как играть, использование аналогий, ассоциаций);

3-этап – определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместно с ребенком или взятого из приложения к игре) – на этом этапе допустимо проигрывание фрагментов игры с их последующим преобразованием, составление мини-ситуаций);

4- этап – уточнение цели и правил игры (если в этом есть необходимость);

5- этап – реализация хода игры (как совместной со взрослым);

6-этап – оценка результата (соотнесение задуманного с полученным).

Педагогическая поддержка ребенка в ходе развертывания игры состоит в высказывании и обсуждении предложений, мнений, советов; в использовании метода проб и ошибок, метода «мозгового штурма»; в стимулировании догадки; поиске хода игры по алгоритмическому предписанию (игротренинг) использовании креативных приемов.

2. Практические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игровой методики «Пифагорик»

Занятия с использованием игровой методики «Пифагорик» строятся как путешествие по сказкам, в ходе которых дети выполняют задания, направленные на развитие памяти и внимания, мышления и воображения. На развитие общей и ручной моторики, кечи, дошкольники знакомятся с основами грамоты и счета. Занятия способствуют решению проблем интеллектуального и эмоционального развития воспитанников, дошкольники учатся творческому многовариантному подходу к решению задач, учатся ставить перед собой цель, планировать способ ее реализации и достигать её.

Проведение комплексных занятий включает использование комплекта демонстрационных средств, иллюстрационного и текстового материала в виде карточек. При это на каждом занятии используется свой комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлено по одной цифре и букве алфавита. Педагог предлагает детям слово по теме модуля, дети находят цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или педагог задает ряд цифр, а ребенок составляет из букв слово.

Использование на занятиях игровой методики «Пифагорик» помогает детям быстро находить и правильно называть буквы, цифры, геометрические фигуры, читать, сочинять и конструировать.

В зависимости от возраста и степени подготовленности детям можно предлагать большое поле из 9 квадратов или любой из шести модулей из 4 квадратов.

Игровое поле - это город, в котором живут буквы. У каждой буквы есть свой дом под определенным номером от 1до 33, по количеству букв в алфавите. Дом каждой буквы имеет свою геометрическую форму-треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.

Опираясь на игровое поле детям предлагается выполнить задания.

1. Найди цифры и посчитай от 1 до 10; дальше от 10 до 20 (в прямом и обратном порядке).

2. Найди и назови буквы (услышанные от педагога, другого ребенка, в порядке алфавита и т. д.).

3. Выбери все прямоугольники (квадрат- это тоже прямоугольник) и сосчитай их (6, треугольники (17, трапеции (5, четырехугольники (15).

Цифры в скобках – правильный ответ для игрового поля из 9 квадратов.

4. Выбери фигуры одного типа (например, прямоугольники) и выпиши

(выбери из магнитной азбуки) буквы, которые живут в этих домах (в прямоугольниках – Ё, Ф, Ж, А, Р, С).

Для детей школьного возраста можно использовать более сложные задания.

1. Составь слова из этих букв (ЕЖ, ФАРА, ЖАР, САЖА и т. д.)

2. на карточках написано несколько цифр, эти цифры – адреса букв (например, на карточке записаны цифры: 12, 16, 20, 13, 10, 19, 1, найди буквы по адресам и составь из них слова (КОТ и ЛИСА).

Вспомни, какие сказки ты знаешь с этим сказочными героями (сказка «Кот, петух и лиса»). Найди недостающего героя (Петух).

Задания могут использоваться как в процессе обучения, так и для контроля усвоения знаний.

Заключение

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, составить алгоритм, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации.

Основная цель методики логико-математического развития – разработка и применение такого содержания, методов и приемов, которые обеспечивали бы в условиях развивающей предметно-пространственной среды интеллектуально-творческое развитие детей до школы. Акцент на развитие интеллектуально-творческих способностей детей средствами простейших видов математической деятельности не случаен, а предопределен опорой на основные теоретические положения как результат анализа научных направлений разных психолого-педагогических коллективов.

В настоящее время наиболее точно и полно определяется содержание математического развития детей как предматематическое с включением предлогического. Этим подчеркивается преемственность и взаимосвязь с системой обучения в начальной школе и направленность на развитие детей.

Литература

1. Гидзинская Л. Б., Кондратьева С. Ю. //Дошкольная педагогика – 2014г. - №10 С. 16-17.

2. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика – 2014г. - № 4 С. 22-23.

3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

3. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-368с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Введение Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности» нетрадиционные изобразительные техники:эффективные средства изображения, включающие новые художественно - выразительные приемы создания.

Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры.» Работая в детском саду,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность В зависимости от возраста, вид и характер игр для детей дошкольного возраста должны быть разными. А именно: - для детей до 1,5 года –.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Актуальность исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Семинар «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» СЕМИНАР «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» Цель: обогащение представлений педагогов о сенсорном развитии.

Автор публикации:
Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик»
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 21:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Маликова (УИ 830785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД